Весь форум > RE: план самообразования воспитателя детского сада
> помогите пожалуйста!!! нужен срочно план самообразования,
> горю!!! кто сможет вышлите, пожалуйста.
Н.Е. Кузнецова,
заведующий ГОУ «Центр развития ребенка – детский сад №2452 "Алые Паруса"» г. Москвы
Семейный детский сад является структурным подразделением государственного образовательного учреждения (далее – ДОУ), реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с Уставом ДОУ.
Одной из моделей семейного дошкольного образовательного учреждения является семейный детский сад для многодетной семьи, имеющей 3 и более детей в возрасте от 2 мес до 7 лет, который организуется по месту проживания данной семьи. В случае если в многодетной семье имеется один или двое детей дошкольного возраста, организация семейного детского сада допускается при условии приема детей дошкольного возраста из других семей.
Подобные семейные детские сады организуются с целью:
поддержки многодетных семей;
предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей; развития новых форм дошкольного образования с реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка;
расширения форм дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии.
Для организации деятельности семейного детского сада в штатное расписание ДОУ вводятся дополнительные штатные единицы. На должность воспитателя семейного детского сада назначается родитель (законный представитель) многодетной семьи.
Для начала работы структурного подразделения необходимы следующие документы:
приказ окружного управления образования об открытии "Семейного детского сада";
приказ руководителя ДОУ об открытии структурного подразделения "Семейный детский сад";
приказ о назначении на должность воспитателя семейного детского сада родителя (законного представителя) многодетной семьи;
служебная записка о введении дополнительных штатных единиц;
документы на детей (путевка, медицинская карта, прививочная карта, свидетельство о рождении, паспорт одного из родителей, свидетельство многодетной семьи);
договор между ДОУ и структурным подразделением;
трудовой договор с воспитателем семейного детского сада;
документы воспитателя (медицинская книжка, трудовая книжка, документы об образовании, ИНН, пенсионное страховое свидетельство, паспортные данные, аттестационный лист).
Организация питания в семейном детском саду, на которое предусматривается финансирование из бюджета г. Москвы, возлагается на воспитателя. Все продукты, которые он покупает в магазине, должны соответствовать рекомендуемому набору продуктов для питания детей в дошкольном образовательном учреждении. В магазине воспитатель берет чеки на продукты, на которых обязательно должна быть печать и подпись продавца. В конце каждого месяца составляется отчет по питанию детей по установленной форме, к которому подкалываются все чеки. Этот отчет воспитатель приносит в детский сад, где его сначала проверяет диетсестра ДОУ на соответствие купленных продуктов утвержденному перечню, затем отчет утверждает руководитель ДОУ и представляет в бухгалтерию. Денежный норматив на 1 ребенка в месяц составляет 49, 41 руб.
Методическую и консультативную помощь воспитателю оказывает управление образования.
Режим работы семейного детского сада и пребывания в нем детей определяются уставом ДОУ, договором между ДОУ и родителем (законным представителем). Администрация ДОУ осуществляет контроль за функционированием семейного детского сада. Занятия с детьми
и другие виды деятельности могут проводиться как в здании ДОУ, так и в домашних условиях1. Обучение и воспитание детей в семейном детском саду осуществляется по той же образовательной программе, что и в детском саду.
Воспитатель структурного подразделения имеет те же права и обязанности, что и воспитатель ДОУ (ведет документацию в соответствии с номенклатурой дел; согласно графику проходит медицинский осмотр; постоянно повышает свою квалификацию, занимается самообразованием; создает необходимые условия для успешной реализации воспитательно-образовательной программы, используя для этого материалы методического кабинета; принимает активное участие в музыкальных и физкультурных занятиях, в подготовке праздников, развлекательных мероприятий; имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, правилами внутреннего трудового распорядка и Положением о дошкольном учреждении, несет юридическую и административную ответственность за нарушение должностных обязанностей и т. д.).
В ГОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 2452 "Алые Паруса"» структурное подразделение «Семейный детский сад – "Кораблик"» открыто с апреля 2008 г.
Многодетная мама при невозможности оформить своих детей в детский сад (девочек 6,5; 4,5; 3 лет), обратилась с предложением создания семейного детского сада для их планомерного, систематического, квалифицированного обучения и воспитания. Департамент образования
г. Москвы предоставил ей такую возможность.
Для начала под патронажем окружного управления образования было выбрано учреждение, в котором она хотела бы открыть "Семейный детский сад".
Цели структурного подразделения «Семейный детский сад – "Кораблик"»
охрана жизни и здоровья детей;
развитие индивидуальных возможностей каждого
ребенка, его психическое, физическое, умственное развитие;
социализация детей, не посещающих дошкольное учреждение, позволяющая обеспечить успешную адаптацию к поступлению в школу;
приоритет интересов ребенка и его благополучия.
На сегодняшний день она является воспитателем нашего структурного подразделения «Семейный детский сад – "Кораблик"». Многодетная мама имеет музыкальное педагогическое образование и непрофессиональный опыт воспитания и обучения троих своих детей. В сентябре 2008 г. ее старшая дочь пошла в школу, в семье осталось двое дошкольников, поэтому в группу поступил ребенок из другой семьи.
До встречи со старшим воспитателем и другими специалистами ДОУ мама-воспитатель на собственное усмотрение определяла, что должен знать и уметь ребенок, руководствовалась специальной литературой и мнением заслуженных педагогов и психологов, использовала книги, имеющие противоречивые цели и задачи, не соблюдала системность, последовательность в работе с детьми, часто следовала их капризам. Но вместе с тем она проявляла стремление развиваться, получать новые знания и не быть пассивным наблюдателем в вопросах воспитания и обучения своих детей.
Социальный педагог побывала в гостях у многодетной семьи и дала рекомендации по организации зон для детей, количеству и качеству игрушек. Старший воспитатель на первой консультации познакомил воспитателя семейного детского сада с программой, по которой работает ДОУ, объяснил структуру занятия, предложил макет планирования воспитательно-образовательной работы. Первое время старший воспитатель составлял план вместе с воспитателем, рассказывал, на что обращать внимание, какие использовать методы и приемы с учетом возраста детей. Предложил режим дня, оптимальный для такой группы, ознакомил с двигательным режимом, методами закаливания, утренней гимнастикой, гимнастикой после сна, порекомендовал психолого-педагогическую литературу для самообразования. Было составлено расписание занятий, группу оснастили необходимыми пособиями, наглядным и раздаточным материалом.
Воспитатель семейного детского сада систематически получает консультативную помощь от методической службы, специалистов ДОУ (учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, старшего воспитателя, медицинской сестры). С детьми семейного детского сада занимаются следующие специалисты:
учитель-логопед (2 раза в неделю);
педагог-психолог (2 раза в неделю);
музыкальный руководитель (2 раза в неделю);
воспитатель по ФИЗО (2 раза в неделю).
Дважды в неделю дети посещают бассейн. Прерогатива выбора услуг, предоставляемых семейному детскому саду, остается за ДОУ, на базе которого он функционирует.
Социальный педагог и старший воспитатель регулярно посещают группу на дому, где они обращают особое внимание на предметно-развивающую среду, количество и качество детских работ, соблюдение режимных моментов, двигательного режима, анализируют проведение занятий, проверяют документацию воспитателя семейного детского сада.
Следует отметить, что привыкнуть к новому режиму дня было трудно не столько детям, сколько маме. Поскольку группа разновозрастная, маме-воспитателю приходилось больше тратить времени на подготовку к занятиям (подбор наглядного и раздаточного материала по возрасту, составление конспекта занятий, учитывающего уровень знаний детей, индивидуальные способности, требования программы). Чтобы помочь ей, мы решили, что начало занятия будет посвящено самому маленькому (объяснение нового материала), в то время как дети среднего и старшего возраста будут повторять пройденное. Через 10 мин мама дает малышу какую-нибудь развивающую игрушку и занимается со вторым ребенком (среднего возраста), объясняя новый материал. Старший ребенок в этот момент повторяет или выполняет индивидуальное задание по теме. Далее происходит объяснение нового материала ребенку старшего дошкольного возраста.
Таким образом, мы используем на занятиях приемы усложнения программы по возрасту детей и уровню усвоения ими материала. Время занятий определено в соответствии с СанПиН, его структура поделена на 3 этапа (по количеству детей) и традиционно включает в себя организационный момент, теоретическую часть, физкультминутку, практическую часть и игру.
Во время первых занятий с детьми семейного детского сада все специалисты ДОУ отметили, что уровень их развития достаточно высокий, они легко идут на контакт с взрослыми.
Для лучшей социализации детей семейного детского сада можно предложить воспитателю гулять на площадке ДОУ вместе с остальными группами, чтобы они не ограничивались только своим кругом общения; проводить еженедельные досуги в ДОУ и принимать участие в общих праздниках детского сада. Это поможет маме-воспитателю наладить контакт с остальными сотрудниками ДОУ, понаблюдать за работой специалистов с большим педагогическим опытом.
В организации семейного детского сада, несомненно, есть свои плюсы. Дети находятся в семейной обстановке, чаще всего они являются членами одной семьи, за ними ухаживает заботливый воспитатель – их мама. Она к каждому ребенку находит индивидуальный подход. При этом решается проблема адаптации детей к дошкольному учреждению. Они сразу включаются в занятия со специалистами и общение с другими детьми ДОУ, и всегда рядом с ними их мама.
На занятиях со специалистами она также занимается вместе с детьми. Поскольку группа разновозрастная, старшая девочка помогает младшим в освоении образовательных программ. Составляется более гибкий режим занятий. Планирование всей работы осуществляется исходя из реальных возможностей детей. Таким образом, становится реальным получение детьми не узкого семейного, а общественного, систематического воспитания в рамках одной семьи с помощью специалистов дошкольного учреждения.
Между тем при организации семейного детского сада мы столкнулись с некоторыми трудностями, а именно:
отсутствие программы и методических разработок для разновозрастной группы;
необходимость воспитателю вместе с детьми практически каждый день приходить в ДОУ на занятия к специалистам;
обеспечение дидактическим и игровым материалами "Семейного детского сада", рекомендованными Департаментом образования г. Москвы и соответствующим требованиям СанПиН.
Важно отметить и психологическое состояние мамы-воспитателя. Первое время у нее был эмоциональный подъем, она с удовольствием работала (вникала, изучала, готовилась, занималась и т. д.), но через месяц появилась усталость, желание все бросить и вернуться к привычному образу жизни.
Поэтому, открывая семейный детский сад, следует постепенно увеличивать нагрузку на маму и детей. Необходимо разработать индивидуальное расписание, переходя от простого к сложному, всегда находить время ее выслушать, подбодрить, чтобы мама чувствовала, что она не одна, что ей всегда рады и готовы помочь.
Еще одна проблема: воспитатель семейного детского сада не всегда может посещать педагогические советы, консультации, открытые просмотры ДОУ, так как ему не с кем оставить детей. Выход из этой ситуации мы видим в гибком расписании посещения специалистов ДОУ (так, во время консультаций для мамы дети структурного подразделения могут заниматься с учителем-логопедом, педагогом-психологом, социальным педагогом и т. д.).
Это очень важный момент, ведь, посещая все мероприятия для сотрудников ДОУ, мама-воспитатель быстрее включится в атмосферу детского сада, станет полноправным членом коллектива.
Проверять воспитателя структурного подразделения (проводит ли она занятия, соблюдает ли режим дня и т. д.) очень сложно. Посещать группу на дому каждый день не представляется возможным. Здесь все зависит от воспитателя семейного
Создано 17.10.2009 в 00:30, Annushka,
|
|