Дополнительное образование развивается быстрыми темпами и играет огромную роль в жизни современных детей.
Программа «Инженерно-космический класс» стартовала в сентябре 2018 года.
Благодаря ей девушки и юноши 9-11 -х классов получают предпрофессиональное образование по основным космическим дисциплинам и готовятся к выбору своей будущей карьеры.
Трехлетняя (с 9 по 11 класс) программа предпрофессиональной подготовки включает в себя основные космические дисциплины - космонавтику, основы ракетостроения и спутникостроения, космическую биологию и медицину, дистанционное зондирование земли, системы управления космическими аппаратами, баллистику, астрономию и астрофизику, космическую архитектуру, космическое право, проектирование космических аппаратов во Fusion 360, робототехнику и многое другое.
Сегодня у нас в гостях куратор Проекта Кирилл Лятс
Мы подготовили вопросы, которые в большей степени интересуют посетителей нашего портала:
Как возникла идея создания этого проекта? Кто был его инициатором и вдохновителем?
Идея возникла из любви к космосу и желания создать образовательный проект для детей, которые хотели бы попробовать себя в космическом инжиниринге. С этой целью два года назад, по моей инициативе, при поддержке школы 1501, ГК Роскосмос и нескольких частных космических компаний был создан инженерно-космический класс.
В чем основная идея и задача?
Идея проекта – сформировать достаточный предпрофессиональный курс, закрывающий разные области исследования космоса, в котором, помимо собственно инженерно-конструкторских дисциплин, освещались бы и иные аспекты, чтобы у учеников создалась общая картина среды, в которой варятся субъекты космической отрасли. Задача – получить полностью профессионально ориентированных и мотивированных людей, готовых к продолжению образования и работе в индустрии. Кроме того, мы планируем инициировать и стимулировать уже на школьном этапе вхождение ребят в инженерно-космический бизнес. Наша цель - настолько хорошо подготовить ребят, чтобы ИКК стал площадкой для молодежных космических стартапов. Собственно так мы и планируем образовательный процесс.
Есть ли программа – минимум и программа – максимум?
Программа минимум – это прогнать полностью трехлетнюю программу. Пока мы заканчиваем лишь второй год. Программа максимум делится на экспансию и интенсификацию:
В части экспансии мы рассматриваем возможность тиражирования опыта школы 1501 на другие школы, как в России, так и других странах (мы ведем переговоры со школами Риги и Таллина, а также в планах - Дубай). Кроме того, мы думаем о существенной роли онлайн образования, чтобы дать возможность детям со всей страны дистанционно обучаться у нас в школе, а для практических занятий приезжать в летние лагеря. Также мы планируем понизить порог входа в космическое образование до 7 класса.
В части интенсификации, как я уже отмечал, мы делаем упор на коммерциализацию полученных знаний самими детьми. Для этих целей мы создали фонд поддержки детских и юношеских космических проектов «Парсек», который станет финансовой основой для акселерации детских космических стартапов.
По какому принципу были выбраны школы? 1501 и 1210 – это довольно известные математические школы. С этим связано?
Со школой 1501 все просто – она рядом с моим домом, и туда пошел в первый класс мой сын. Поэтому там я и решил предложить школе создать такой класс, рассчитывая, что мой ребенок тоже будет в нем развиваться в старших классах. Проект получил поддержку руководства школы 1501, которое оказало содействие его запуску и развитию на базе своего филиала на Сущевской, 32. И действительно, базовая школа 1501 является одной из сильнейших инженерных школ. В советское время это был техникум СТАНКИНа, и традиции хорошего технического детского образования здесь не только сохранились, но и приумножились.
Школа 1210 была выбрана благодаря энтузиастам педагогам, которые там работают и которые были готовы поддержать этот проект.
Занятия проходят по субботам с 8:30 до 15:40. Как вы считаете, достаточно ли заниматься 4 раза в месяц или в дальнейшем время будет добавлено?
Это основные занятия. Помимо этого есть посещение конференций, встречи с космонавтами, зимние сессии в МГУ им. М.В. Ломоносова и дополнительные занятия с нашими преподавателями. Ну и конечно летние соревнования, к которым идет подготовка в дополнительное время.
Нужна ли предварительная подготовка учеников, специальные базовые знания? Или поступить может любой ученик?
Поступить может любой. Но, если у ученика нет понимания азов математики, физики, химии, биологии, то, конечно, ему будет трудно. Хотя, наша миссия – настолько заинтересовать ребят, чтобы они сами наверстали пробелы, если таковые имеются, чтобы решать инжиниринговые задачи.
В каких профессиях, по вашему мнению, можно будет применить знания, полученные в классе?
В принципе, в любом инженерном направлении. Хотя, мы были бы рады, если бы ребята сохранили специализацию. Мы достаточно глубоко занимаемся электроникой, баллистикой, проектированием. Ребята самостоятельно, своими руками и своими мозгами создают прототипы и настоящие космические аппараты. Так как космическая отрасль это вершина человеческой инженерной мысли, то любое иное техническое направление, я уверен, нашим ребятам будет даваться легко.
Стоимость обучения 6500 рублей в месяц. Будет ли повышение стоимости?
Нет, мы не планируем этого делать в ближайшие несколько лет.
Прошел год реализации проекта. Как вы оцениваете результаты? Чего удалось добиться за это время?
Главный результат, что мы существуем и развиваемся, даже несмотря на коронавирус. Готовимся к третьему году обучения, когда дети будут выходить уже на самостоятельную орбиту.
Что касается ситуации изоляции, то она нам дала возможность погружения в он-лайн формы образования. Мы их отрабатываем и будем готовы внедрять, как самостоятельный подпроект.
Как реагируют ученики? Для какого процента детей это оказалось сложно?
Сложно оказалось для 50% учеников. Но те, кто выдержал – это реальные монстры уже, которые могут добиться многого: от инициации до разработки собственных проектов.
«Роскосмос» - партнер проекта. В чем его участие ? Как вы оцениваете перспективы сотрудничества?
Роскосмос поддерживает нас, приглашая детей участвовать в своих проектах, предоставляя преподавателей, включая в программу целевого поступления на профильные факультеты технических вузов. Кроме того, они помогают нам с организацией встреч с ключевыми деятелями космической отрасли.
Некоторое время назад Дмитрий Олегович Рогозин обещал нам даже оказать поддержку в нашем проекта Воздушный старт – предоставить сборочный цех. Надеюсь, когда закончится карантин, мы вернемся к этой теме. Ну и еще, мы рассчитываем на помощь Роскосмоса в поездке наших детей на Байконур или Восточный.
Один из ваших преподавателей – Александр Фараонов – в настоящее время является студентом 5-го курса Московского авиационного института (аэрокосмический факультет). Чем обусловлен выбор его в качестве лектора?
Фарафонов это такой вечный студент. Он давно работает в Энергии, а до этого работал в Кванториуме и музее Космонавтики. Чрезвычайно эрудированный специалист и классный инженер. Настолько сильно погружен в работу, что долго оттягивал с написанием диплома. Насколько я знаю, он уже с этим делом покончил.
Есть ли в программе курса практические работы? И что это?
Да. И это, наверное, главное. Пока у ребят четыре дисциплины, требующие отработки практических навыков: проектирование, ребята проектируют во Fusion 360 Autodesk, причем наш спонсор, компания РусгазКрио закупила 3D принтер и ребята теперь сами распечатывают свои проекты – делают элементы космических аппаратов; дистанционное зондирование Земли – предмет, которые мы реализуем при поддержке компании Лоретт, - ребята учатся получать информацию со спутников и ее анализировать, чтобы организовать наблюдение за существенными параметрами человеческой и природной активности на Земле: пожары, наводнения, урожайность, таяние льдов и, наоборот, обледенение, извержения вулканов, загрязнение территорй, - сегодня практически все можно увидеть из космоса, но главное, это уметь селектировать и анализировать информацию, и наши ученики этому учатся; спутникостроение и ракетостроение – ребята проходят как теоретический курс, так и собирают прототипы своими руками, и с этим прототипами они участвуют в соревнованиях Кансат в России, которые проходят под патронажем ГК Роскосмос и МГУ им. М.В. Ломоносова. В том году от нас прошли три команды, в этом году четыре.
Есть ли в классе девушки? Как Вы оцениваете их мотивацию и потенциал?
Да, есть. Около 30%. Классные, умные и красивые. В одной из команд у нас девочка – капитан. Все крутые, и подают большие надежды. Мотивация реально построить ракеты, или космический медицинский кабинет, или фемто-спутники. Ну, техноманьячки в общем.
Утилизация космического мусора и продуктов жизнедеятельности – важная и перспективная тема. Кто ведет это направление и есть ли какой-то опыт?
Сегодня в отрасли много стартапов в этом направлении. Мы пока рассматриваем это как небольшой обзорный курс, и хотим, чтобы этот курс стимулировал возникновение интересных инженерных идей, которые можно будет коммерциализировать. Космический мусор – это источник сырья для создания новых космических объектов. И именно в эту сторону нужно смотреть, когда мы говорим о его утилизации. Бесценен каждый болт на орбите, а сейчас там их много. Задача собрать и свинтить что-нибудь стоящее.
Какие школы вы планируете подключить в ближайшее время?
Пока больше никакие не планируем, по крайней мере в этом году. Общая эпидемиологическая обстановка не позволяет существенно изменить ландшафт своей активности. Поэтому в этому году прием идет только в школу 1501.
Теги: Инженерно-космический класс, Современное и качественное развитие детей, дополнительное образование, Кирилл Лятс, школа, дети, образование, Планета образования