Урок в музее – это способ отвлечь детей от компьютера
Автор: Научный директор Московского Планетария: Фаина Рублева
Научный директор Московского Планетария:
Урок в музее – это способ отвлечь детей от компьютера
Фаина Рублева
Увлечь детей наукой в наше время – дело непростое. В эпоху гаджетов первенство проведения свободного времени отдается различным играм и развлекательным видео. Научный директор Московского Планетария, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования в 2013 году Фаина Борисовна Рублева рассказала о том, какую роль играет дополнительное образование, и какие возможности предлагает урок в музее.
Edukids: Может ли посещение Планетария заменить урок в школе? К примеру, вместо того, чтобы читать раздел учебника про силу тяжести, я приду и покажу ребенку, как это работает в жизни.
Фаина Рублева: Планетарий ни в коей мере не заменяет школу, он дает возможность пополнить те знания, которые дети получают на уроках, сделать их более насыщенными. За счет чего так происходит? Давайте разберемся. Во-первых, Планетарий хорошо оснащен технически, здесь есть такие экспонаты, которых не может быть в обычной школе, здесь работают экскурсоводы, узко знающие свою специальность и умеющие понятно подать материал, а, значит, и заинтересовать предметом. И получается такое обучение – не через развлечение, а увлечение. Мы увлекаем, заинтересовываем наукой, делая ее более понятной и доступной. Во-вторых, поездка всем классом заряжает эмоционально. Полученные знания усваиваются и благодаря ассоциативному способу мышления.
Edukids: Посещение музея во много ассоциируется с монотонным голосом экскурсовода – как здесь не заскучать? Что вы делаете, чтобы увлечь посетителей?
Фаина Рублева: Значительная часть школьных экскурсий проходит в интерактивном музее «Лунариум». Это такой музей «наоборот». Здесь нет запрещающих табличек, напротив, здесь можно и нужно все трогать руками, вращать, нажимать рычаги и кнопки. Принцип интерактивного музея можно сформулировать словами Конфуция «Дай увидеть - я увижу, но забуду. Дай услышать - я услышу, но не пойму. Дай потрогать - я потрогаю и я пойму». Вот через этот принцип и работают все интерактивные музеи.
Знания здесь лучше воспринимаются потому, что возникают из опыта. Каждый экспонат – это, по сути, небольшая научная лаборатория. То есть дети вступают во взаимодействие с экспонатом, нажимают на кнопки, рычаги и видят, что в результате этого происходит. Такая лабораторная работа небольшая, в рамках которой каждый ребенок или взрослый чувствует себя экспериментатором, исследователем.
Edukids: Как устроен интерактивный музей?
Фаина Рублева: Наш музей называется «Лунариум». Два его этажа сформированы по отделам и определенным принципам, у каждого своя идея, своя концепция. Верхний уровень – «Постижение космоса», где экспозиции сформированы в виде отсеков космической станции. Мы переходим из одного отсека в другой, совершая попутно какие-то опыты и эксперименты. Таким образом, завершая весь этот путь, мы как будто совершили путешествие в космос: у нас есть экспонаты «Высадка на Марс», «Лунная лаборатория», «Рождение галактик», «Путешествие в бесконечность», «Межпланетный вояж» - то есть каждый отсек имеет свое название.
Нижний уровень музея посвящен теме «Астрономия и физика». Здесь каждый экспонат, как отдельная лаборатория. Есть такие интерактивные экспонаты, как «Космический велосипед», «Прыжки на Луне», «Торнадо», «Генератор облаков».
Практически все явления природы у нас можно смоделировать. Возьмем, к примеру, экспонат «Камера Вильсона». Это настоящий физический прибор, который показывает треки космических частиц. Когда люди подходят и видят движение космических частиц в абсолютно герметично запаянной камере, сквозь которую, казалось бы, ничто не может проникнуть, они понимают, что вокруг нас происходят различные физические процессы, даже если мы этого не видим и не осознаем.
У нас же расположен самый большой в России маятник Фуко. Это прибор, который демонстрирует вращение Земли вокруг своей оси.
Edukids: Как строится урок в музее?
Фаина Рублева: Во-первых, мы проводим учебные экскурсии. Это почти уроки, но с использованием различных экспонатов. Программа экскурсий основана на утвержденных методических планах по школьным предметам «География», «Астрономия», «Физика», «Окружающий мир».
Во-вторых, у нас работает лекторий для школьников «Звездные уроки». Мы создали специальный цикл лекций для учеников с 3 по 10 классы по разным разделам астрономии. Лекции проходят в конференц-зале, а после этого группы при желании могут посетить музей Урании, чтобы узнать больше фактов о звездах и планетах Солнечной системы, и Большой Звездный зал, где демонстрируются полнокупольные научные шоу.
Edukids: Кто может попасть на школьную экскурсию?
Фаина Рублева: Мы открыты для всех. Любая школа может забронировать у нас экскурсию для определенной возрастной группы и по выбранной тематике. К нам приезжают не только московские, но и областные школы – из Московской, Тульской, Рязанской, Тверской, Владимирской, Ивановской, Ярославской областей. Для автобусов предусмотрена парковка, а в нашем ресторане можно недорого и вкусно покормить детей. Таким образом, мы предоставляем полный перечень необходимых услуг для того, чтобы родителям, детям и педагогом было и интересно, и комфортно.
Забронировать экскурсию можно на сайте Московского Планетария:
http://planetarium-moscow.ru/zakazat/order-ex/.
Московский Планетарий, ул.Садовая-Кудринская, д.5с1. Тел. +7495-221-7690
|