Увлекательная математика в начальной школе
Автор: Полина Бабурина
Уровень математического и технического образования в Российской Федерации в последние годы находится в фокусе пристального внимания правительства. С 2014 года реализуется Концепция развития математического образования в Российской Федерации, в ближайшие несколько лет планируется открытие международных научно-образовательных математических центров, реализуется Программа создания современных детских технопарков на территории РФ, в Петрозаводске начала работу первая научно-практическая лаборатория «Илмаринен» для школьников и студентов по примеру международных STEM-центров.
Все эти меры, предпринимаемые правительством и образовательным сообществом, направлены на то, чтобы со школьной скамьи привить детям интерес к точным наукам и уже сегодня начать воспитание будущих математиков, инженеров, программистов, ученых, разработки которых через 10, 20 лет будут конкурировать с исследованиями ведущих стран мира в области инженерии и информационных технологий.
И пока математическое образование переживает серьезные перемены, в некоторых российских учебных заведениях к решению этого вопроса подошли практически, начав апробацию современного образовательного набора MoreToMath «Увлекательная математика». По словам педагогов, уже использующих это решение для начальной школы, набор не только прививает интерес к изучению школьного предмета, но и способствует накоплению опыта общения в группе и совместной работы – навыков, которые будут полезны ученику на всех этапах обучения.
МАОУ «СОШ № 91» г. Перми – одна из экспериментальных площадок, где обучение математике в начальных классах второй год ведется с использованием этого образовательного решения. По мнению педагога Марии Зильберман, учителя начальных классов, заместителя директора по методической работе этого образовательного учреждения и одного из авторов российской версии методических материалов к набору, в возрасте 7 - 8 лет ребенок не владеет в достаточной степени абстрактным мышлением, необходимым для изучения математики. Технически педагогу сложно показать ученикам разрядно-числовые формы, объяснить ребенку абстрактные понятия, например, симметрии или площади. Образовательное решение LEGO Education позволяет изучать математику практически: построить модель собственными руками или при помощи ИКТ ресурсов. «Мы успеваем сделать за урок намного больше, чем на стандартном уроке математики», - признается учитель. Урок математики включает в себя как индивидуальную, так и командную работу. Занятие строится по принципу четырех блоков: соединяй – постановка задачи учителем, связывающая абстрактный мир математики с реальной жизненной ситуацией; собирай - этап построения модели; обсуждай – обмен опытом среди учащихся; продолжай – улучшение проекта, решение задачи повышенной сложности на ту же тему или домашнее задание.
Набор MoreToMath «Увлекательная математика. 1 - 2 класс»
— это прикладное учебное пособие для учащихся 1 - 2 классов по овладению способами решения задач и формированию понимания математических законов. Это Образовательное решение предназначено для детей 6-8 лет. В комплект методических материалов входят книга учителя с 48 готовыми занятиями, рассчитанными на два курса, интерактивное программное обеспечение MathBuilder, примеры построения учебного плана. Для педагогов разработаны инструменты комплексной оценки успеваемости, рабочие листы, полезные советы по использованию заданий повышенной сложности, идеи для дополнительных заданий, а также 5 обучающих видео для учителей и мультфильмы для учеников про приключения Макса и Маши – героев, вовлекающих первоклассников в мир чисел. Набор разработан международной командой педагогов, его апробацией в России занимались представители отечественной педагогики – учителя и методисты.
«Набор «Увлекательная математика» от LEGO Education позволяет работать с любым ребенком: прошедшим подготовку к школе или нет. На практических примерах мы объясняем состав числа, деление на равные части и так далее. Одной из отличительных особенностей набора является то, что задачи не имеют одного ответа. На этом и строится система оценивания учеников при работе с набором. Мы не задаем ученикам вопросов, сколько будет два плюс два, мы переходим к вопросу как получить четыре. Благодаря такой мотивации дети полюбят не только математику, но и обучение в целом», - делится собственным опытом Мария Зильберман.
Набор MoreToMath способствует формированию у учащихся положительного отношения к математике, повышает познавательный интерес, уверенность в умении решать задачи математическими методами. Ведь когда образовательный процесс интересен для первоклашек, они с готовностью погружаются в решение самых сложных математических задач.
«Ученики 1 класса, «играя в LEGO» незаметно для себя приобретают новые математические навыки. Уже в конце первого урока работы с кубиками MoreToMath дети с удивлением и гордостью осознают, что изучили новую тему и могут применить свои знания на дальнейших уроках», - рассказывает Марина Крысина, учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 46» г. Саратова. «Например, при изучении темы «Состав числа (1 класс)», ученики, поняв состав одного числа и выстроив его из кубиков, сами начинают предлагать, как можно получить другое число. При изучении тем «Сложение и вычитание» кубики LEGO становятся незаменимым инструментом для счёта. Работу можно проводить как индивидуально, так и в группе, что способствует формированию коммуникативных учебных действий. А использование программы MathBuilder позволяет представить свою работу всему классу», - дополняет учитель.
|