Актуальное мнение
Очередной экономический кризис, стартовавший в 2014 году, естественно, не мог не сказаться на российском частном образовании, которое во многом зависит от финансового благосостояния своих клиентов, и самостоятельно обеспечивает себя всем необходимым. Впрочем, кризисная ситуация складывается далеко не во всех частных учебных заведениях.
О том, что помогает негосударственным образовательным учреждениям выживать в непростых экономических условиях, и какие плюсы можно из этого извлечь, мы поговорили с исполнительным директором московской частной школы «Ступени» Владиславом Владимировичем Гребенюком.
— Владислав Владимирович, финансовый кризис, начавшийся в 2014 году, уже сильно сказался на многих сферах российской экономики. Как он повлиял на российское частное образование, и на вашу школу в частности?
— К счастью, пока экономический кризис не сильно сказывается на российском частном образовании. Нам не приходится, как некоторым предприятиям, терпеть огромные убытки и увольнять сотрудников. Пока мы работаем в привычном, комфортном для нас режиме. Меняется законодательство в сфере образования, меняется социальный заказ, мы стараемся всему этому соответствовать. Сложность общей экономической ситуации очевидна. Это налагает дополнительные обязанности, но не должно определять содержание работы. Не зря говорят, что трудности нас только закаляют, и делают сильнее. Я думаю, что многие частные школы в России смогут извлечь из нынешней экономической ситуации даже некоторые выгоды.
— Какие именно выгоды могут извлечь из экономического кризиса российские частные школы?
— Все очень просто. Из-за резкого повышения курса доллара и евро многие родители, которые еще год назад планировали отправить своих детей учиться за границу, передумали это делать. Вместо учебных заведений в Великобритании, США, Швейцарии и Канаде и в других странах, они будут выбирать частные российские школы (отечественным государственным образовательным учреждениям они, как правило, не доверяют).
Так что, в какой-то степени, экономический кризис может даже положительно сказаться на развитии частного образования в России. Если оно будет активно развиваться, то на рынке образовательных услуг появится здоровая конкуренция.
Все это, несомненно, приведет к общему улучшению качества образовательных услуг, как в частных, так и в государственных школах, и выиграют от этого только школьники и их родители. Поэтому будем надеяться, что кризис сделает российское частное образование только сильнее.
— Будем на это надеяться. Но многие частные школы уже повысили в этом году цены на свои услуги. Планируете ли вы сделать нечто подобное?
— Нет, цены на наши услуги остаются неизменными, при этом, мы постоянно работаем над улучшением их качества. Мы понимаем, в какой ситуации находятся сейчас родители наших детей, что кризис коснулся всех, и, если можем, стараемся им помочь.
— В чем причина такой самоотверженности?
— Дело не в самоотверженности. Пусть банально, но это, прежде всего, уважение к нашим родителям. Со многими из них мы обсуждали этот вопрос, пришли к пониманию необходимости такого решения.
— Боитесь потерять клиентов?
— Боимся потерять результат труда. Каждый ученик это еще и несколько лет усилий всего школьного коллектива. Не все они отличники, но все они молодцы. А это и наша заслуга. Кроме того, с некоторыми родителями мы знакомы уже больше 10 лет. Младшие приходят учиться сюда вслед за старшими... Это другой уровень взаимоотношений, не только коммерческий.
— Почему тогда некоторые частные школы повышают сейчас цены?
— Причин может быть много. Может быть, они не чувствуют дух времени или не располагают достаточными ресурсами. А может быть, эти школы были созданы, прежде всего, для того, чтобы получать прибыль, а не для того, чтобы давать своим ученикам достойные знания и предлагать небанальные образовательные услуги. Частную школу сегодня открыть не сложно, достаточно арендовать помещение, подобрать педагогов, получить лицензию и начать продавать свои услуги. Но получит ли ребенок в такой школе необходимые знания – это большой вопрос. Если это делается только ради прибыли, то вряд ли. Вопрос цены в данном случае значения уже не имеет.
— С какими проблемами сталкиваются частные учебные заведения в кризис?
— Проблемы с ценами на образовательные услуги появляются, когда возникает зависимость от всевозможных посредников в области аренды и материально-технической базы. Если посредники повышают цены, что в кризис происходит практически повсеместно, то и частной школе приходится это делать, чтобы оставаться на плаву.
— Получается, что основа успешного функционирования частной школы в условиях кризиса – это наличие собственной материальной базы?
— Да. Именно это позволяет не зависеть от всевозможных посредников, всегда самостоятельно управлять ценообразованием, и быть надежным партнером для всех постоянных клиентов и заинтересованных лиц. Это один, из важнейших факторов успешного функционирования любой организации не только в кризисные, но и в «обычные» времена.
— Помогает ли государство вашей школе и другим частным образовательным учреждениям? Получаете ли вы государственное субсидирование?
— По большей части нам приходится самостоятельно обеспечивать себя учебной литературой и всем, что необходимо для качественного ведения учебного процесса. Государственная поддержка если и есть, то минимальная.
— На что, прежде всего, нужно обратить вниманием родителям, которые собираются выбрать частную школу для своих детей?
— Конечно, на соотношение цены и качества предоставляемых услуг. Для того, чтобы оно было на высоком уровне, частная школа должна обладать собственной материально-технической базой и не зависеть от посредников.
Желательно также предварительно протестировать эту школу, чтобы понять, на что она, прежде всего, ориентирована: на получение прибыли или на увлекательный образовательный процесс и качественные знания. Иногда для того, чтобы это понять, достаточно один раз побеседовать с директором выбранной вами частной школы.
Беседовал Алексей Кормушкин