Сказка спешит на помощь
Автор: председатель психологический службы детского сада «Школы Сотрудничества» Наталья Феликсовна Кацевич
Сказка спешит на помощь
Как правило, все родители понимают, что вырастить ребенка — это большая и нелегкая работа. И в одиночку, и даже вдвоем с ней справиться невозможно. Нужны помощники. Одним из таких помощников для мам и пап с давних времен служит сказка. Опытом делится председатель психологический службы детского сада «Школы Сотрудничества» Наталья Феликсовна Кацевич.
Намеки и уроки «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», — гласит народная мудрость. И к помощи этих намеков и уроков по традиции прибегают все родители с тех пор, наверное, как была рассказана первая сказка. Действительно, кто из нас не слышал в детстве, например, историю про репку, не переживал за доверчивых семерых козлят, не сочувствовал зайцу, которого выгнала из дома коварная лиса...
Так уж повелось, что именно в сказках дети всех времен и народов черпают свои первые ответы на вопросы бытия, из сказок получают первую эмоциональную помощь, в сказках находят примеры жизненных сценариев. Все это происходит на бессознательном уровне, «играючи». С любимыми героями дети готовы в сотый раз преодолевать трудности и побеждать врагов, достигать своих целей. От сказок дети порой получают «первую по мощь» в ситуациях, когда взрослые бессильны. Ведь язык сказки ребенку близок и понятен, а ее внешняя простота и схематичность скрывает философскую глубину.
Сказка — едва ли не самый первый на свете психотерапевт. Детям до 3—3,5 лет психологи советуют читать простые сюжетные сказки, «однолинейные». Примеры таких классических историй — «Репка», «Теремок», «Колобок». После трех лет дети с удовольствием воспринимают сказки про животных. А уже лет с пяти и старше появляются другие «авторитеты» — принцы и феи, воины и супергерои — персонажи волшебных сказок. В 8—10 лет детям очень нравятся бытовые сказки. Обширные возможности сказки как инструмента воспитания, образования и развития ребенка, а также терапевтического средства при решении внутренних проблем, заметили психологи. Так родилось направление практической психологии — сказкотерапия. Психологи работают и с народными, художественными сказками и со специально придуманными — дидактическими, а также психотерапевтическими и психокоррекционными. Но к психологу идут, как правило, с какой-то ярко выраженной проблемой, а в домашних условиях сказка может служить отличным средством профилактики, которое доступно обычным мамам и папам.
Совместное чтение и обсуждение сказок сближает взрослых и детей, позволяя им разговаривать на одном языке — на языке, богатом метафорами и иносказаниями. Ведь ни в одной сказке вы не найдете прямых инструкций «как себя вести».
Анализ и усвоение полученной информации происходит на подсознательном уровне, и выводы ребенок тоже делает внутри себя. Ему не приходится непроизвольно защищаться от указаний старших и навязываемых правил поведения, он раскрывается навстречу захватывающей истории и зачастую находит в сказке ответы на мучающие его вопросы, которые он сам, сознательно не смог бы сформулировать.
Очень важно, что в сказочной реальности всегда находятся персонажи, с которыми ребенку легко себя идентифицировать, а это, в свою очередь, усиливает терапевтический эффект сказки. А также и то, что дети доверяют сказкам и сказочным персонажам, и, значит, они всегда открыты для восприятия «намеков и уроков». Зачастую внимательный родитель способен и сам определить «болевые точки» своего ребенка по его любимым сказкам.
И все-таки сказкотерапия как лечение с помощью сказок — это работа для профессионального психолога. Сказкотерапевты объединяют богатые возможности сказки и обширный багаж своих психологических знаний. Сказка по рецепту Как «работают» со сказкой? Конечно, психологи читают с ребенком сказки. Но только совместного чтения недостаточно. Сказкотерапевт прежде всего диагностирует состояние ребенка, выясняет, что является источником проблемы, что на самом деле беспокоит ребенка.
Иногда малышу предлагают назвать свою любимую сказку или сочинить альтернативное продолжение уже известной сказки. В идеале — когда ребенок сам сочиняет сказку на заданную тему. Ход мысли и фантазии ребенка проявляют, как лакмусовая бумажка, все, что его волнует и чего он опасается. И тогда психолог может подобрать для «лечения» уже известную сказку или из уже существующих психокоррекционных и психотерапевтических сказок известных авторов сказкотерапевтов, а может создать новую — для той проблемы, с которой столкнулся ребенок.
«Главная задача — это придумать героя, который похож на ребенка, — рассказывает ведущий педагог-психолог «Школы Сотрудничества» Наталья Феликсовна Кацевич. — Чтобы малыш смог понять, что в жизни сказочного персонажа тоже случаются такие моменты. Затем выдуманный герой (он может быть мальчиком, девочкой, насекомым, животным, птицей и т.д.) Попадает в ситуацию, которая похожа на реальную ситуацию ребенка. Персонаж может быть трусливым, ленивым, ссориться с одноклассниками, с сестрами и братьями, обижаться, плакать, страдать от скуки или от одиночества. Наступает момент, когда ему приходится искать выход из сложной ситуации. Тогда на помощь приходит «звездочет», умные и добрые зверята, родители, учитель и т.д.
А бывает, что ребенок сам, без помощи посторонних героев сказки находит выход из сложной ситуации. Главное, при чтении ребенку сказок понять, что он переживает за героя, проецирует его состояние через себя, может сделать самостоятельный вывод. Чаще всего после прочтения сказок ребенок сам начинает говорить, что с ним тоже такое происходило, рисует сюжет к сказкам и может додумать концовку самостоятельно».
В процессе работы психолог проговаривает с ребенком варианты развития событий, иногда предлагает ребенку проиграть отдельные моменты, нарисовать, разыграть сказку с куклами. Придумывание «продолжения» так же можно корректировать. Если ребенок видит только негативное развитие действия, психолог предлагает органично встраиваемых в сюжет «помощников», а так же помогает ребенку научиться обращать внимание на положительные стороны отрицательных персонажей и ситуаций.
Ребенок учится «проживать» ухудшение обстоятельств, оценивать персонажей и события с разных точек зрения и в конечном счете находить выход. Психолог не предлагает ребенку готовых решений, а лишь дает толчок детской фантазии, предлагает варианты. А дети чаще всего находят такие нестандартные позитивные решения, что нам, взрослым, и не снились.
Чудеса своими руками
С какими проблемами своих детей обращаются родители к сказкотерапевтам? Это и многочисленные детские страхи, и повышенная агрессивность, и гиперактивность, и лень, и неуверенность в себе, и неумение общаться с коллективом или дружить, и даже болезненность.
Зачастую именно психосоматикой закрывается ребенок от пугающих его проблем. «В группе детского сада, — рассказывает случай из практики Наталья Кацевич, — очаровательная девчушка плакала по любому поводу: не дали игрушку, не хочет спать, суп горячий и т.д. Продолжалось это несколько недель, тогда и возникла сказка «Плаксивая Маша», которую психолог прочитал девчушке. Родители несколько раз читали ей эту сказку, и летом свершилось чудо, когда девочка нашла ежика и стала за ним ухаживать — все как в нашей сказке. У малышки произошло своего рода переключение на проблемы другого существа, она начала заботиться о ежике, и ей стало не до капризов: она почувствовала себя ответственной и многие причины ее слез перестали ей казаться заслуживающими внимания.
Все это, конечно, произошло на подсознательном уровне». Когда ребенок идет в школу, родителям предстоит столкнуться с множеством проблем: кто-то не способен выслушивать учителя, сидя на месте целый урок, кто-то не привык к работе в коллективе, кто-то стесняется собственных недостатков, кто-то просто не готов учиться. У сказкотерапевтов найдутся сказки на каждый случай. Но главное — они смогут разобраться в причинах того или иного поведения ребенка.
К примеру, Наталья Кацевич придумала сказку «Как Мишка учился в школе» специально для мальчика, который не хотел учиться. В процессе сказкотерапии выяснилось, что все это происходило потому, что ему не ставили оценок в первом классе, а похвалу учителя он не воспринимал как что-то ценное. «Дети хотят быстрее получать отметки, ведь многие из них так стараются на уроках, — объясняет Кацевич. — Но отметки ставятся со второго класса, а вот устную оценку учителя не все дети воспринимают. Сказка (ее теперь часто используют для родителей и детей первых классов) помогла детям и родителям понять, что ребенок приходит в школу получать знания, а не отметки».
Часто учителя и родители жалуются психологам на то, что у ребенка нет мотивации к учебе. На такой случай, по словам Натальи Кацевич, у них имеется сказка «Ленивый мышонок» — «она уже помогла детям «Школы Сотрудничества» справиться с ленью, родители поняли, насколько для их чада важны самостоятельность, новые открытия и смогли поддержать в этом ребенка. Тогда и появился у ребенка интерес к познавательной деятельности».
Очень важно, чтобы придуманная «к случаю» сказка не копировала проблему и ситуацию, а лишь намекала на нее. Метафора и иносказание — обязательный элемент не только оригинальной народной, но и искусственно созданной, психотерапевтической сказки. Только тогда она не оттолкнет малыша, а поможет ему.
Кстати, бывают случаи, когда сказка «с открытым» решением не менее действенна, чем та, в которой хоть и в художественной форме, но проговаривается ответ. Найти собственное решение — такое не всегда под силу и взрослым, ведь сказкотерапевты работают и со зрелой аудиторией тоже. Однако дети зачастую справляются с этим легче, ведь их сознание еще не слишком «засорено» условностями, правилами и опытами взрослого мира.
«Не всегда психологическая сказка может творить чудеса, — предупреждает ведущий педагогпсихолог «Школы Сотрудничества» Наталья Феликсовна Кацевич. — Тогда приходится обращаться к другим техникам, таким как арт-терапия, психодрама, песочная терапия, кукольная терапия (театрализованные игры). Сказкотерапия — это долгая и упорная работа психолога с ребенком и родителями. Эффект обязательно будет, но это зависит от индивидуальных особенностей и состояния ребенка.
В моей практике работа с одним ребенком могла занимать от двух недель до одного года с применением различных психологических техник». «Быстро сказка сказывается, не быстро дело делается» — напоминает сказочная мудрость.
Работа со сказкой — процесс долгий. Дети не склонны делать выводы и анализировать сказку сразу и вслух. Процесс воздействия сказки на сознание ребенка происходит незаметно для родителей, но результаты со временем дают себя знать.
Сам себе сказочник
Психолог Наталья Кацевич советует родителям читать, например, сказки А.В. Микляева, «Нам не страшен серый волк» П.В. Румянцева, «Тропинка к своему Я» и «Лабиринт души» О.В. Хухлаева, сборник сказок Н.А. Сакович, «Психотерапевтические сказки, сказкотерапия с «особым» ребенком» Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, «Лесная школа» М.А. Панфилова. В процессе чтения психологических сказок ребенок понимает, что маме он небезразличен и всегда найдется выход из сложной ситуации. Главное — подумать и взрослым и детям, как и где его найти.
Сказка развивает воображение, фантазию, ведь в ней ребенок видит себя таким сильным и умным, таким добрым и бесстрашным. Кстати, родители могут и сами научиться сочинять волшебные истории. Так, в книге Заряны и Нины Некрасовых «Как найти контакт с ребенком? Сказочные возможности!» есть подсказки, как сочинять сказки — героические и познавательные, волшебные и бытовые.
Сказка выступает своего рода безопасным «тренажером эмоций», позволяет расширить эмоциональный мир ребенка . На примере других, а не своем собственном ребенок переживает целый букет эмоций — страх, гордость, разочарование, обиду, радость, восторг…
Чем поможет сказка?
- В сказках ребенок находит «подсказки», как вести себя в различных жизненных ситуациях, как справляться с трудностями, как достичь цели. Напри мер, сказочные герои зачастую попадают в безвыходное, на первый взгляд, положение, но в конечном счете выбираются из него с помощью друзей или благодаря собственным достоинствам (ум, благородство и т.д.).
- Сказка выступает своего рода безопасным «тренажером эмоций», позволяет расширить эмоциональный мир ребенка. На примере других, а не своем собственном ребенок переживает целый букет эмоций — страх, гордость, разочарование, обиду, радость, восторг…
- Ребенок получает возможность в сказке представить себя любым из персонажей, почувствовать, какая из «ролей» ему ближе, в какой он ощущает себя некомфортно и как в выбранной роли ему лучше действовать. А иногда обнаружить, что в нем живут несколько персонажей и таким образом получить первые сведения о многоликости своего внутреннего «я». Кроме того, идентифицируя себя с персонажами, ребенок получает уникальную возможность превращаться: из слабого — в сильного, из неудачника — в победителя, из вредины и забияки — в доброго защитника.
- Сказка рисует сценарии взаимоотношений людей, выпукло представляет их «роли» в жизни. Нарочитая «одномерность» сказочных персонажей позволяет ребенку в дальнейшем уже в реальном мире различать эти «роли» у людей.
- Сказка является первым сводом морально-нравственных правил и жизненных ценностей, поданных в такой форме, что их не надо заучивать и с ними не приходится спорить. Из сказок ребенок узнает, например, о том, что в жизни есть предательство и преданность, ненависть и любовь, добро и зло, о том, что, преодолев трудности, можно победить… Как правило, ребенок слушает любимые сказки как завороженный, по собственной воле поддаваясь сказочному внушению и принимая свод правил как данность.
|