КОГДА НЕЛЬЗЯ
Автор: Роман Чернявский
Представьте себе простую ситуацию – вы едете в автобусе с ребенком. Сидите с ним на удобном сиденье, рядом люди. Но вот незадача – ребенок все время вертится, кричит, что-то громогласно требует, пытается забраться с ногами на сиденье. В общем, ведет себя совсем не так, как положено себя вести в общественном транспорте. Вы, естественно, чувствуете себя неудобно, да к тому же какая-то соседская бабушка пытается научить вас как нужно воспитывать вашего малыша. По попе его родимого. Вот в наше время, воспитывали совсем по-другому. Ну и все в таком духе. Ситуация мягко скажем не самая привлекательная.
И как же вам в ней, как умному, любящему и заботливому родителю поступить? И не просто поступить, а поступить правильно. Можно конечно, действительно взять и шлепнуть ребенка по попе. Мол, угомонись. Всезнающая бабушка в восторге, большинство пассажиров понимающе и одобряюще смотрят на это действо. Ребенок естественно в слезы. Вариант второй – любезно сообщить бабушке, что все это не ее собственно дело, и ваш ребенок будет вести себя так, как ему захочется. Вполне возможно, что бабушка ответит вам вполне в парламентских выражениях. И будет отчасти права. Потому что поездка в автобусе, наполненном криками и прыжками детей, не входил в ее планы. И согласно правилам проезда, она вполне себе может расчитывать на спокойную поездку. Ведь вам же тоже не доставляет удовольствия группа подростков, громка и залихватски матерящаяся на задней площадке.
Так что оба варианта являются не самыми лучшими в этой ситуации. Первый наносит вред вашему ребенку, а в результате второго вам обеспечен увлекательный диалог на все время поездки. Вариант третий – ребенка можно просто отвлечь. Вы видите, что ваш малыш чрезвычайно активен – поговорите с ним. О чем угодно. О том, что происходит за окном, о том, какая красивая машина только что проехала. Поиграйте с ним в какую-нибудь спокойную игру. Почитайте книгу, в конце концов. В любом случае ему будет просто некогда прыгать и кричать. Это отличный вариант, когда ситуация «уже случилась». Но есть и хорошая новость, то есть четвертый вариант. Этой ситуации можно просто-напросто избежать.
В своем детстве, да и во вполне самостоятельной жизни вы часто сталкиваетесь со множеством «нельзя». Нельзя не спать после 10 вечера, нельзя гулять без шапки, нельзя прислоняться к дверям метро, нельзя опаздывать в университет, нельзя, нельзя, нельзя. Наверняка вы бы с удовольствием отмахнулись бы от большинства этих нельзя. Но иногда это просто невозможно. Так и любой нормальный ребенок, стремится игнорировать все запреты, которые ему ставят взрослые.
Но хорошая новость в том и заключается, что ребенок может принимать правила, которые ему что-то запрещают. С одной небольшой поправкой. Он должен сам решить, что принимает их. Механизм очень простой. И оттого очень действенный. Здесь важно рассказать ребенку как можно больше. И рассказать так, чтобы он сделал правильный выбор. Во-первых, просто объясните ему, что в нашем мире существуют определенные правила. Старайтесь говорить как можно проще, помните, что ваш малыш еще не понимает большинства «умных» слов. Он их просто не знает. Расскажите ему, зачем эти правила существуют. Приводите как можно больше примеров, которые понятны ребенку. И начните с какого-нибудь простого правила. Например – как вести себя в автобусе. Объясните, что в автобусе могут ехать люди, которые очень устали. И которым хочется побыть в тишине. Приведите примеры, как люди себя могут вести ситуациях, которые не понравились бы самому ребенку. Ну и наконец, получите у него согласие соблюдать это правило.
И это работает. Даже если ваш любимый ребенок забудет о том чего нельзя, и в пылу какой-нибудь игры начнет громко кричать в автобусе, вам нужно всего лишь напомнить ему. Напомнить о том, что он сам принял решение, что можно делать, а чего нельзя. Напомнить мягко, с любовью и заботой
|