Директор заглянул в электронный Дневник
Автор: С Гавриилом Леви беседовала Ольга Атаева
О том, что система образования нуждается в модернизации, говорят все, и все признают, что необходимость модернизации - это не проблема Российской Федерации. Даже те страны, чьи системы образования признаны наилучшими, декларируют необходимость кардинальных изменений в образовании. Оно и понятно – в век бурно развивающихся информационных технологий приоритет получат только те страны, чей уровень образования соответствует техническим достижениям современности.
Все о высшем образовании >>>>
Еще вчера пределом использования высоких технологий в образовании считалось умение пользоваться персональным компьютером. Сегодня, персональный компьютер - это то же самое, чем было остро заточенное гусиное перо в руках современников А.С.Пушкина. В век глобальных информационных сетей образование выходит за пределы школы. Естественно, возникает вопрос: достаточно ли средств для того, чтобы довести систему освоения знаний до современного уровня? Научить собирать ученика информацию, необходимую для учения, в сети Интернет просто. Мы уже привыкли к рекламной фразе: «Яндекс – найдётся всё». Но всё ли, что есть в Яндексе, полезно для учебного процесса? Видимо, появилась необходимость в посреднике между глобальной сетью и школой, который поможет отобрать необходимый качественный материал, как учителю, так и ученику, и сделает этот материал максимально доступным. Наступило время образовательных сетей.
Сегодня мы беседуем с руководителем одной из первых образовательных сетей в России «Дневник.ру» - Гавриилом Леви.
К.: Гавриил, почему Ваша сеть называется «образовательная»? Мы уже привыкли к тому, что есть социальные сети и активно ими пользуемся. Зачем было нужно придумывать новое название?
Г.Л.: Мы не придумывали нового названия. Просто термин «образовательная» отражает содержание того, что мы делаем. Наш продукт, прежде всего, должен облегчить учителю его работу учить, а ученику - учиться. Что же касается социальных сетей, то их привычные инструменты мы тоже используем, прежде всего, для того, чтобы обеспечить общение.
К.: А не проще ли было бы в рамках уже существующих социальных сетей сделать какой-нибудь сообщество, группу или клуб с образовательными целями, если они так Вам дороги?
Г.Л.: Нет, не проще. В образовательной сети единица подключения - школа. Вход в сеть обеспечен только участникам процесса. Таким образом, мы исключаем возможность появления в образовательной сети групп и объединений сомнительного характера. Например, в одной из привычных для нас социальных сетей есть объединение «Клуб выдающихся матерщинников». В нашей сети это невозможно. Кроме того, жёсткая модерация исключает распространение информации вредной или нарушающей законы РФ. Это одновременно и необходимость, и уникальность нашего подхода к Интернет - общению. К услугам участников сети обширная библиотека учебной литературы и медиатека, которую мы собираем сами и включаем туда лучшие методические и учебные материалы.
К.: Хорошо, понятно. Но хотелось бы поговорить о том, как Ваш проект может «облегчить жизнь» руководителю школы.
Г.: Охотно. Но я буду говорить в том порядке, который кажется мне лично приоритетным. Первое, что обеспечивает наш проект - это более плотный контакт между школой и родителями. Мы уже привыкли, что по окончании четверти или триместра родители узнают много нового об успеваемости и поведении своего ребёнка. Встроенные в «Дневник.ру» электронный дневник и электронный журнал позволяют родителям ежедневно получать информацию об его поведении и успеваемости. Естественно, что электронный журнал доступен директору школы. Он всегда может посмотреть, как выставляются оценки. Кроме того, вся информация из электронного журнала может быть подвергнута статистической обработке. Т.е. один и тот же инструмент решает две задачи: приближает родителя к школе и облегчает руководителю текущий контроль.
К.: И это всё?
Г.: Конечно не всё. Мы подумали именно об интересах руководителя школы, поэтому в нашей медиатеке создан специальный раздел, который называется «Управление образованием». В этом разделе размещаются материалы в помощь руководителю, подобранные сотрудниками кафедры «Управления и экономики образования» АППО Санкт-Петербурга и научными сотрудниками Института довузовского образования СПбГУ. Хотелось бы отметить, что скоро наша медиатека будет доступна и, так сказать, внешнему пользователю. Кроме того, именно для использования инструментов социальной сети в интересах руководителя школы, внутри «Дневник.ру» создано сообщество «Кафедра управления». Деятельность сообщества не ограничивается размещением нормативных документов и их обменом. Внутри сообщества можно обменяться опытом с руководителями школ из другого региона, обсудить волнующие руководителя проблемы с коллегами, получить консультацию квалифицированного специалиста по управлению. Уже существует договоренность, что к этому сообществу кроме специалистов кафедры «Управления и экономики образования» АППО Санкт-Петербурга присоединятся сотрудники кафедр управления нескольких региональных институтов развития образования. При желании руководитель учреждения, пользуясь возможностями «Дневник.ру» может полностью перейти на электронный документооборот.
То есть, наша образовательная сеть, если ее рассматривать с точки зрения руководителя, не просто дополнительный инструмент управления, но и способ повышения квалификации.
К.: И что, руководитель принял решение об участии в проекте «Дневник.ру» - и у него нет никаких проблем?
Г.Л.: Почему же? Проблемы есть. Основная проблема – неготовность учителей активно использовать информационные технологии. Но эта проблема решается в процессе работы в проекте, потому что у учителя появляется стимул повышать свою компьютерную грамотность. Основной проблемой руководителя (а мы общаемся с нашими директорами) стало то, что освоение образовательных возможностей Интернет, можно сказать, обрушилось на школы. Поэтому, в срочном порядке приходится решать вопросы с оборудованием рабочих мест учителей, увеличение количества точек входа в сеть и другие мелкие, но важные технические детали. Со своей стороны мы обеспечили бесплатное использование ресурса «Дневник.ру», но средства на техническое оборудование руководителям приходится искать самим, а директору школы иногда легче купить 10 компьютеров, чем найти возможность оборудовать 10 дополнительных точек для входа в Интернет.
К.: Какой же совет руководителям образовательных учреждений Вы могли бы дать, заканчивая наше интервью?
Г.Л.: Подключайтесь!
С Гавриилом Леви беседовала Ольга Атаева
|