Чему должна учить современная школа?
Автор: Мухин М.Ю.,Д.и.н., с.н.с. ИРИ РАН, преподаватель истории НОУ СШО «Ступени», Ту А.Х., Заместитель директора НОУ школы «Ступени»
Чему должна учить современная школа?
Каждый взрослый хоть раз в жизни задавал себе вопросы:
«Чему же все-таки меня научили в школе? Зачем мне в повседневной жизни требуется знание закона Гей-Люссака? Зачем знать дату Бородинского сражения? А что является основным предметом экспорта Чили? Для чего учителя мучают детей всей этой премудростью? Ведь, все забудется. Может, не надо?»
Думается, всё же надо. Но учить – не значит заваливать ученика ворохом информации, задача современного учителя – сформировать целостную систему знаний, позволяющую молодому человеку по окончании школы адекватно воспринимать мир, активно и грамотно действовать в различных жизненных ситуациях. Выпускник школы должен обладать такими ключевыми компетенциями, умениями и навыками, которые помогут ему занять достойное место в жизни. И в этой системе: знания-умения-навыки-компетенции, – важно всё: и день Бородина, и почему Чили экспортирует именно медь, и какова валентность этой самой меди, и как объём идеального газа зависит от температуры. Только интегрированное преподавание школьных дисциплин на основе продуктивных методов (поисковых, научных, исследовательских), вовлечение учащихся в систему практически значимых проектных действий даст нам по выходе из 11-го класса человека самостоятельного, образованного, человека культурного, в подлинном значении этого слова.
Однако, это всё – лишь «во-первых». А есть ещё и «во-вторых». Словосочетание «школа жизни» стало уже настолько затасканным, что воспринимается как набор слов. А между тем, школа – это, действительно, место, где дети учатся жить, строить взаимоотношения, учатся слушать и слышать друг друга. И, кстати, самого себя понимать – тоже учатся. Значит, ученик ходит в школу не только для того, что расти в образовательном плане, но и для того, чтобы расти как Личность. Личность, живущая в обществе, принимающая законы общества, способствующая его процветанию. По большому счёту, именно в школе должны формироваться такие понятия, как нравственность, гражданственность, патриотизм. В создании необходимых условий для реализации образовательных и социальных потребностей учащихся, в соотнесении этих индивидуальных запросов с потребностями общества и заключается одна из Главных Задач Современной Школы. Учить и учиться ответственному и нравственному отношению к миру очень трудно. Но чем труднее в школе – тем легче в жизни. Впрочем, обратное утверждение тоже верно.
Мухин М.Ю., Д.и.н., с.н.с. ИРИ РАН, преподаватель истории НОУ СШО «Ступени»
Ту А.Х., Заместитель директора НОУ школы «Ступени»
|