УТОНЧЕННЫЙ СКАЗИТЕЛЬ ТЕНЧОЙ
Автор: Владимир Климов
УТОНЧЕННЫЙ СКАЗИТЕЛЬ ТЕНЧОЙ
Сказки маэстро Тенчоя, ну не могу я сказать – господина, ибо слишком артистичен мир Автора, и слишком не господская, не господствующая, а тонко дружеская, сопровождающая интонация ведет повествование – мелодия беседы. Итак, сказки маэстро Тенчоя – как и положено сказкам, игровые присказки, занимательные притчи для внимательных к Речи.
Игра начинается сразу же – с имен родителей главного героя книги «Сказки про слоненка Ланченкара». В сложносочиненных, витиеватых для нас именах даже детское ухо маленького читателя легко расслышит: Ланченпо – это папа, а Ланченмо – это мама.
Так сложный мир «иносказки» адаптируется к нашей ментальности, к другим традициям и языку. А войти в напряженный ритм иносказаний помогают щедрой рукой разбросанные примечания. Кажется, это абсолютная новация для такой сказочной словесности. Своеобразная «литература навырост», на встречную работу и понимание. Автор не опускается до детей, до их незнания, а захватывает их с собой, в еще неведомую им Даль, приучает юного читателя самому залезать в глубины Знания.
Чего не знаешь – в словарике найдешь. Для пущей важности запоминания этой тезы сказочник Тенчой утверждает, что даже кенгуру носит сумку не только как детскую коляску, но и как хранилище словарей.
Маэстро Тенчой – мудрец с душой Поэта, философ и фантазер. Его сказки – фантазийные причти. Не назидательные причитания – что надо знать и как себя вести, а волшебные картинки – исполненные и смысла, и стиля.
Читатель – пусть и начинающий Быть, но уже не будущий, а настоящий – понимает, что не надо кичиться «ни ростом, ни силой, потому что главное – у тебя в голове».
Следя за слоненком Ланченкаром, его друзьями – обезьянкой Чеу, зайцем Руком и водяной куропаткой Гонмо – он вместе с ними разгадывает загадки и загадывает свои. Узнает, сколько весит бивень слона, и кто самый зубастый – оказывается, не лев и не тигр, а улитка, и кто самый-самый в лесу – тот, кто умнее. Текст прямо толкает к сочинительству, раскрепощая в нас поэтов.
Автор здесь «перепочемучивает» детей, известных почемучек. Он задает им такие вопросы, до которых еще не дошел их пытливый, азартный ум, но которые многие взрослые привыкли не замечать. Здесь россыпь открытий и познаний. Не книжка – империя смыслов.
Прыткий и пылкий, слоненок Ланченкар умело отвечает на многие неразрешимые вопросы. Иногда кажется, что в нем воплотилась душа мудрого Ходжи Насреддина. Или успешного, говоря по-нынешнему, нашего сказочного Ивана, с которым однажды-таки повстречался слоненок на пути своих Приключений.
В сказках Тенчоя встречаются развоплощенья и перевоплощенья не только героев, духа, душ, но и Слов, Языка, Речи. И это – очень по-детски. Ведь именно дети – главные речетворцы и обновители смыслов. Искрится Слово – смыслами сверкает. Ворочает явленья и предметы, освобождая музыку из них.
Игровая стихия нестихового текста – перепутаница имен – род Поэзии. С детства знакомая игра словами, смысл-перевертыш, «сдвиг по фразе» – здесь он подчас строится на созвучьях – «и шаг – и ишак», ведущих к веселым происшествиям.
Сказки Тенчоя – не только познавательно-информативные, не только речетворные и игровые, но философские, человекотворящие.
Открытие, что у всякого Живого – свое преставление о счастье, а общего для всех не дано, – движет к пониманию: наши представления – лишь частный случай действительной, а не мнящейся нам и не манящей нас действительности. Нет единого решения для разных проблем. Даже сила зрения ограничивает Знания. Они зависят от того, куда направлено наше внимание. А еще дословность абсурдна, если прямолинейна. Мартышка попросила слоненка передать дословно зайцу: «Я приду завтра к тебе в гости, приготовь угощение». Он передал, и заяц приготовил все для слоненка, а мартышка осталась неугощенной.
И все эти уроки жития-бытия сводимы к монологу, который слоненок обращает к своим друзьям: «Мы все время должны преодолевать традиционные представления и правила. Наши мудрые предки всегда учили нас не доверять общему мнению, а каждый раз заново смотреть, видеть и понимать…» (из сказки «Змея»).
Сказки артиста слова Тенчоя творят из ребенка Поэта с пытливым и чуждым стереотипности умом. С жаждой задавать необычные вопросы и отвечать на них нетривиальным, смыслообновляющим способом. Творят человека, не боящегося знаний и новой информации, а преобразующего с их помощью свои представления о мире и природе.
По текстам буквально разлит способ познания, который Б. Брехт называл «эффектом отчуждения». Чтобы увидеть некое явление, слово, знание обновленным взглядом (оно не видимо за многократным, до дыр затертым употреблением), надо сделать его чуждым, неожиданным. То есть посмотреть на него с другого ракурса. И тогда давно знакомое предстанет как новенькое, впервые встреченное.
И поэтому не случайно по прочтению книжки мне снова вспомнился Брехт, сказавший: «Все искусства учат главному из искусств – искусству жить на земле». Тенчой со сказочной игровой изобретательностью именно этому и учит.
Настоящим соавтором маэстро выступает здесь художник – Мария Колесникова, насытившая пространство текстов веселыми, озорными рисунками.
Издательство «Открытый мир» выпустило «Слоненка» в столь совершенном облачении, в такой кинографии, что его трудно выпустить из рук, как редкую птицу. Только такие праздничные всплески издательской энергии смогут конкурировать с неизбежным натиском суперсовременных, «продвинутых» компьютерных игр-«стрелялок» и широко разрекламированных, но внутренне пустых мультфильмов.
Книжный мир с его вековыми традициями пробуждать «чувства добрые» еще поборется с безыдейной потребительской цивилизацией за своего читателя.
ОТЗЫВЫ О КНИГАХ ТЕНЧОЯ:
Эта Лучшая детская книжка России 2007 года, для чтения взрослыми детям! Ангелина Вовк
С советских времён не держал в руках, такую душевную и добрую сказку, как "Сказки про слонёнка Ланченкара", да ещё написаную современным автором..
Спасибо вам за заботу о наших детях... Спартак Мишулин
Владимир Климов. Поэт, эссеист, автор 6 книг о театре, 19 стихотворных сборников, 3 книг рисунков. Владелец крупнейшего в мире частного музея Бертольда Брехта в Москве
|