«Доступное образование»: за что мы платим, отдавая ребенка в школу
Автор: Ту Алий, заместитель директора частной школы «Ступени»
Платить или не платить, отдавая ребенка в школу? Для большинства родителей вопрос риторический. «На образование детей денег не жалко!»- заверяют они.
И это действительно так. Подавляющее число пап и мам в той или иной степени платят за учебу своего чада в школе, будь то школа частная или государственная. Воспринимается такое положение дел как норма. Но давайте разберемся, за что мы платим, отдавая ребенка в «массовую», государственную школу? Решает ли это проблему получения качественного образования и его доступности для большинства детей?
Зачисление
Предположим, мы выбрали школу для своего ребенка. Критерии просты: близость к дому, социально благополучный контингент учащихся, наличие в расписании всех обязательных предметов, питание, «продленка». Уже при первом визите к директору нам могут предложить оплатить «вступительный взнос». Сумма, как правило, небольшая, но она гарантирует, что мы не услышим фраз вроде «Набор окончен» или «Мест нет». Если школа очень «крутая», то без рекомендаций и иных весомых аргументов не обойтись. Можно, конечно, пойти в соседнюю школу, через дорогу, где места есть всегда, но кто и чему там будет «учить» ребенка - это вопрос. Итак, мы платим за возможность для ребенка учиться в относительно благополучной социальной и образовательной среде.
Учебная литература
Без учебников, хрестоматий, рабочих тетрадей, контурных карт, в наших школах не учат, и бесплатно этим добром на 100 % не обеспечивают, а значит, за возможность получить полноценный доступ к источникам учебной информации придется заплатить (некоторые родители самозабвенно относятся к процессу поиска и покупки учебной литературы, полагая, что доступ к носителям знания и есть доступ к образованию).
Ремонт
Сценарий классический еще со времен советской школы, когда в конце каждого учебного года классный руководитель собирал по рублю на ремонт класса. Сегодня суммы другие, но и тут большинство родителей выкладывают деньги без разговоров. Можно и не участвовать в этих сборах, но представить себе дальнейшее отношение одноклассников и школьной администрации к твоему ребенку не трудно. (От позиции последней зависит очень многое. Например, если встанет вопрос об итоговых отметках). Мы не хотим плыть против течения, и платим за комфортные условия пребывания своего сына или дочери в школе, конечно, при условии, что деньги потратят именно на это.
Благодарность
Тема вечная как жизнь. Благодарить учителей нужно. Ну кто еще за такую зарплату будет возиться с нашим «оболтусом», вытягивая его на уроках на «трояки», а после уроков из школьных закоулков? Это единственный вид абсолютно добровольных расходов. Не превращайте его в формальность в виде дорогих букетов или дешевых безделушек; самое правильное - это добрые слова; не бойтесь говорить их публично.
Репетиторы
Репетитора нанимают либо, когда ребенок сильно отстал и ему не дается предмет, либо, когда ему нужны глубокие и прочные знания для поступления в ВУЗ. Затраты значительны, но в сегодняшней «массовой» школе практически неизбежны: учителя тоже люди и ничто человеческое им не чуждо. (К сожалению, вымогательство если еще и не правило, то уже и не исключение). И мы отдаем свои «кровные», оплачивая несовершенство образовательной системы, отсутствие индивидуального и дифференцированного подхода в обучении, мизерные зарплаты, просто непорядочное отношение к профессии учителя.
Дополнительное образование
Большинство школ считает свою образовательную миссию выполненной сразу по окончанию уроков. «А как же гармоничное развитие ребенка, творчество, спорт и все такое?»- спросите вы. Без проблем, но в основном за наличный расчет. Мы платим кружководам, тренерам и, конечно, няням, которые сопровождают детей на занятия в школу и домой.
«Спонсорство»
Состоятельным родителям часто предлагают стать спонсором, и они соглашаются, потому что неудобно не помогать «родной» школе. (Особенно актуально, если у ребенка проблемы с успеваемостью или посещением занятий).
Список можно продолжить, но в целом и этого достаточно, чтобы задуматься: как много в России семей могут оплачивать такое «доступное образование»? А главное: сделают ли такие «вливания» школьное образование качественным?
Возможно, кто-то из родителей не согласится, и приведет в пример гимназию, лицей, «Центр образования» или «Школу здоровья», где учится его ребенок и где созданы все условия для получения качественного образования, а администрация не занимается поборами. Есть и такие учебные заведения, но доступными для большей части детей они не являются, в силу своей малочисленности и потому исключительности. Эти благополучные школы имеют особые условия финансирования: им выделяют гранты, организовывают попечительские советы, включают в международные программы, в приоритетном порядке обеспечивают учебным оборудованием, направляют лучшие учительские кадры. Не каждый ребенок туда попадет, не каждый сможет осилить программу, не каждому это в жизни и надо.
Еще есть частные школы. Находясь вне бюджетного финансирования, они решают государственные задачи, являясь не только центрами образования, но и центрами занятий искусством, творчеством, спортом. Именно по образцу лучших российских частных школ сегодня строятся образовательные модели школ государственных, таких, как «Школа полного дня», «Центр образования», «Школа здоровья». Государственное образование пришло к тем же базовым принципам организации образовательного процесса, которые изначально отличали работу частных школ. Эти принципы публично озвучил президент России в своем прошлогоднем выступлении, посвященном школьной реформе: личностный рост, развитие индивидуальных способностей, сохранение здоровья ребенка. Но, к сожалению, и частные школы, лишившись даже незначительного внимания государства, вынуждены повышать стоимость обучения. В условиях кризиса это уже не по карману даже многим представителям среднего класса.
Большинство же детей сегодня вынуждены учиться в той самой «массовой» школе, которая, по заявлению президента Медведева, «не имеет права быть ветхой в прямом и переносном смысле этого слова».
Сможет ли такая школа стать «Нашей новой школой», высокопрофессиональной и нравственной образовательной системой, формирующей образ жизни и ценности нации? Способна ли она выполнить миссию, которая на нее возложена или останется черной дырой, безвозвратно поглощающей государственные и общественные ресурсы?
Давайте смотреть в будущее с оптимизмом.
|