Исключение из правила
Автор: Артемий Никитов
Восемь лет экспериментального режима ЕГЭ подошли к концу – с апреля 2009 года единый госэкзамен является обязательным и повсеместным форматом вступительных экзаменов в вузах. Какие сложности это несет – и можно ли их избежать, мы рассуждаем вместе с представителями Московского образовательного союза.
К чему привели нас несколько лет тестирования ЕГЭ?
Как минимум к осознанию двух очевидностей: хорошей и не очень. Хорошая новость такова: все теперь в курсе, что результаты выпускных госэкзаменов приравниваются к вступительным в вуз (по итогам экзамена выдается свидетельство, которое и рассылается по всем вузам в качестве экзаменационного листа абитуриента). Плохая новость такая: никто толком не знает, как к этому явлению относиться. Ведь если бы все было однозначно, вряд ли бы на каждом углу рассуждали о росте коррупции в данном, казалось бы, благородном и демократичном проекте.
Впрочем, не коррупцией единой не угодил многим ЕГЭ. О том, что подделать и купить сертификаты можно, не говорил уже только ленивый. Но ведь и это не все трудности. Судите сами. Есть проблемы общего характера: скажем, тестовая система не может показать ни живость ума, ни реальные знания, ни стремление учиться. К тому же, согласно определению сути экзамена, ЕГЭ
призван был отражать единые стандарты образования – но где эти стандарты прописаны, где регламентирующие нормативные документы? А их попросту нет. И это только глобальные проблемы. А сколько их еще более мелких, вроде того, что на результаты оценки ЕГЭ могут повлиять незначительные помарки в оформлении, или вроде необходимого оснащения вузов распознающими программами, которые закупаются почему-то по заоблачной цене. И так далее, и тому подобное.
Действительно, прежняя система приема экзаменов была не идеальна, но она была конкурентоспособна. Как минимум, она не вела к столь резкому снижению уровня подготовленности абитуриентов, как это отмечается статистически в экспериментальных вузах с работающей системой ЕГЭ.
«Вуз должен, в первую очередь, воспитывать и растить профессионалов, - считает Артемий Никитов. – Это может стать непростой задачей с учетом довольно низкого порога успеваемости абитуриентов, поступающих на основании ЕГЭ.
Программа первых же курсов дается им сложно, некоторым не дается вообще, если учитывать возможность просто за деньги приобрести сертификаты или ответы на КИМы. Таким образом, нивелируется сама ценность высшего образования как такового. Образовательные заведения, входящие в состав МОС, видят своей целью ни в коем случае не снижать образовательную планку даже в таких непростых обстоятельствах».
Мы видим, что система ЕГЭ вскрывает серьезную образовательную проблему. Поступающие на факультеты "роботы", по большому счету, даже не хотят учиться. И если всегда вуз был местом особым, статусным, собирающим вокруг себя самые светлые головы и самых талантливых молодых людей, то сегодня ЕГЭ открывает дорогу не достаточно блистательным ученикам. И это печально. Ведь каждый вуз должен стремиться к взращиванию поистине активных, позитивных, ярких, умных, профессиональных молодых специалистов.
Кстати, об активных молодых людях, которые действительно хотят учиться. Есть существенная проблема в контексте ЕГЭ, которая многих пугает и отваживает от учебы. Проблема эта – правила поступления в вуз людей, закончивших школу до 2009 года. Беда в том, что если ты сдавал классические выпускные экзамены, а не ЕГЭ, это мало кого волнует – ты обязан поступать на основании ЕГЭ,
а не по каким-либо иным правилам. И это означает, что после года-двух-трех вне школы ты должен что-то пересдавать. А уж как надо натаскивать на не всегда корректные задания ЕГЭ
– это никому объяснять не надо. Так как же быть ребятам, закончившим школу раньше? Согласно перечню лиц, которым можно поступать в вузы без ЕГЭ, к ним относятся иностранные граждане; имеющие среднее профессиональное образование, для обучения по сокращенным программам соответствующего профиля, для лиц, закончивших школу до 1 января 2009 года и поступающих на очно-заочное или заочное отделение; с ограниченными возможностями здоровья; поступающие на второй и последующие курсы на основании академической справки о незаконченном высшем образовании или диплома о неполном высшем образовании; поступающие в магистратуру. А также (и вот она наша лазейка): желающие получить второе высшее образование; лица, имеющие среднее профессиональное образование, для обучения по сокращенным программам соответствующего профиля; и лица, закончившие школу до 1 января 2009 года и поступающие на очно-заочное или заочное отделение. Все они могут пройти дополнительные испытания, установленные самим вузом.
Московский образовательный союз
представляется в этом контексте идеальным местом для поступления тех, кто действительно хочет учиться и не хочет видеть к этому никаких препятствий в виде ЕГЭ.
Это учреждение, которое может помочь всем целеустремленным выпускникам преодолеть сложности правил поступления. С одной стороны, конечно, они могут позаниматься на различных курсах по подготовке к ЕГЭ
– и попробовать все же сдать экзамен. С другой стороны, они могут поступить в колледж, входящий в состав МОС. После получения среднего профильного образования станет возможным поступить в искомый вуз по любимой специальности без ЕГЭ.
Более того, сами вузы заинтересованы в том, чтобы к ним поступали активные, увлеченные юные профессионалы, которым нужна не корочка, а специальность, ведь все члены МОС основным приоритетом видят трудоустройство молодых специалистов.
И, разумеется, ряд специфических направлений, которые сейчас развивает МОС – ряд уникальных специальностей, обучение которым происходит предельно прикладным путем – может заинтересовать тех, кого устраивает заочная форма обучения, и тех, кому второе высшее образование необходимо, чтобы найти свое подлинное место в жизни, чтобы занять действительно интересным и увлекательным делом!
Все ШКОЛЫ МОСКВЫ
|