Главная страница > Статьи
<< обратно к списку статей
От исключенности к интеграции

Автор: Моисеева Марина Владимировна, кандидат педагогических наук, директор ГОУ СОШ №1299
Также в написании принимали участие: Розенблюм Софья Александровна, руководитель психолого-педагогической службы ГОУ СОШ №1299




Все о высшем образовании >>>>

Все начиналось два года назад… Средняя школа №1299 с углубленным изучением области знаний «Технология», находящаяся в Центральном округе г. Москвы, начала работу по проекту «Интеграция». На фоне многих ярких проектов с красивыми названиями, которыми сейчас так пестрят страницы педагогических изданий, этот проект имеет свое особенное лицо.
Так сложилось, что, работая с 1994 года как городская экспериментальная площадка по внедрению в учебный процесс новых информационных и педагогических технологий, школа никогда не закрывала двери перед детьми, которые хотели учиться в школе с высоким уровнем обучения, но по объективным причинам не имели необходимого для этого уровня знаний и умений, сформированных в начальной школе. Проблемы со здоровьем, нарушенная социальная адаптация, гиперактивность – с этими проблемами все чаще сталкиваются педагоги московских школ. Но в последние годы в связи с массовой миграцией возникла еще одна группа детей, которым нужна наша помощь – это дети, которые поменяли место жительства и приехали в Москву из разных уголков постсоветского пространства, а, может быть, даже и из-за границы.

Дети, которые выросли в совершенно иной социо-культурной среде, должны получать соответствующую поддержку, особенно в первые, самые сложные, полгода – год после начала обучения в московской школе. Обучаясь со всеми детьми в общих классах, они не успевают за темпом обучения, оказываясь в ситуации неуспеха, что затрудняет их социальную адаптацию и снижает эффективность учебной деятельности. В школе №1299 разработана уникальная методика, благодаря которой таких детей удается адаптировать, включить в учебный процесс достаточно успешно. Основной акцент в учебном плане, разработанном в рамках проекта «Интеграция», сделан на преподавании русского языка и математики (ведь именно эти предметы детям придется сдавать в форме ЕГЭ и именно они будут нужны для продолжения образования в вузе). Возможность усвоения математики и языка в малой группе безболезненна и эффективна. Дети получают адекватную нагрузку и большее внимание и поддержку со стороны учителя, чем в обычном классе, что повышает скорость усвоения языка. Кроме этого, нахождение в группе детей с похожими трудностями снимает ситуацию исключительности и исключенности.

Другой проблемой детей-«иностранцев» является то, что и сами дети, и члены их семей находятся в состоянии стресса после смены места жительства и, зачастую, начала всего «с нуля». Приезжим детям приходится адаптироваться не только к новой школе, но также и к новому городу, а в некоторых случаях и к новой стране. Перемены их места жительства связаны с изменениями в семье и поначалу такие дети настороженно, с недоверием, а то и вовсе негативно относятся к школе. Работающая в школе психолого-педагогическая служба, куда входят не только взрослые - психологи, социальные педагоги и учителя, но и дети – старшеклассники волонтеры, помогает справиться с возникающими проблемами. Обычно в течение первых двух месяцев обучения в школе эмоциональное состояние детей улучшается, исчезает тревожность, постепенно сглаживается оппозиционное поведение, дети находят новых друзей, успешно привыкают к школьным правилам, отношение к учебной деятельности становится позитивным.

Включение каждого ребенка-«иностранца» в учебный процесс, его первые успехи в освоении базовых школьных предметов, в русском языке – большая заслуга педагогов, работающих в школе. Но есть еще один значительный фактор, определяющий успех проекта «Интеграция» в школе №1299 – это специализация школы в области информационных технологий. Язык компьютера универсален и понятен любому школьнику, не зависимо от того, где он родился и где получил начальное образование. Поэтому первые пятерки ребята, как правило, получают именно за информационно-технологические проекты, а это помогает им поверить в себя, а в некоторых случаях и найти свое место в жизни, определиться с будущей профессией.

Для справки:
В основу разработанного в школе проекта «Интеграция» положен гуманистический подход и базовые принципы современного инклюзивного образования. Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает «включенность». Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся (включая людей с ограниченными возможностями) в полном объеме участвовать в жизни коллектива в детском саду, в школе, в институте. Во многих странах мира эти термины не только широко известны, но и закреплены законодательно, а само образование поддерживается многими международными организациями (например, ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ)