Йога для малышей
Автор: Светлана АБРАМОВА
Все о высшем образовании >>>>
Само слово «йога» означает «соединять», «связывать». И действительно, практика йоги соединяет тело и сознание, сознание и душу, и поэтому благодаря йоге мы постигаем нашу собственную природу, обретая способность жить в гармонии с миром и своими собратьями.
ПУТЬ К ГАРМОНИИ
В современном беспокойном мире многие взрослые люди регулярно практикуют йогу, чтобы поддержать тонус организма, снять стресс, укрепить здоровье и избавиться от напряженности. Однако йогу полезно практиковать и детям.
Наш урок «Детская йога» предлагает родителям направить сверхэнергию детей на укрепление их здоровья, а детям – в веселой игровой форме познакомиться с древней и увлекательной системой йоги.
Урок уникален: в нем для гармоничного воспитания детей применяется методика совершенствования не только физического тела, но и души и духа ребенка.
Развитие тела – это физическое развитие, которое дает ребенку силу, выносливость, прекрасное здоровье.
Развитие души заключает в себе чувственный, эмоциональный опыт ребенка в овладении им искусствами и воспитании искусства в нем – умении общаться с красотой.
Развитие духа – это познание мира и самого себя.
Только объединив и гармонично развив тело, душу и дух ребенка, можно воспитать его свободной личностью.
ИГРАЕМ В ЙОГУ
С одной стороны дети, гораздо ближе к природе, чем мы, взрослые; они естественнее, у них нет жестких установок и привычек, они открыты для всего нового, которое они постигают легко, с огромным интересом и энтузиазмом.
Но с другой стороны, чтобы этот интерес и энтузиазм не угасли, преподаватель всегда должен учитывать особенности детского восприятия. Это для взрослого человека обучение – серьезный процесс, требующий от него сосредоточенности, глубоких размышлений и усидчивости, а для ребенка само познание мира – всего лишь игра. Непоседливой, любознательной детской натуре быстро надоедают скучные нравоучения и бесконечные повторения, она постоянно жаждет чего-то нового, неизведанного. Поэтому каждый наш урок – это не обучение, а увлекательное путешествие в мир йоги; каждое движение – веселая игра.
Еще одна особенность: у детей преобладает ассоциативное мышление, они во всем предпочитают полагаться на свой небольшой опыт, поэтому все, о чем говорится на наших уроках, мы стараемся ассоциировать с тем, что ребенок видит в повседневной жизни, что является его опытом. А освоение асан – поз йоги – как нельзя лучше удовлетворяет и детскую склонность к ассоциативному мышлению, и его стремление ко всему новому, и любовь к веселой игре.
И «БАБОЧКА», И «ЧАЙНИК»
На самом деле асаны – это, конечно же, не игра, а сложная и глубокая жизненная философия, родившаяся из тысячелетнего опыта, внимательных наблюдений и размышлений о природных явлениях. Йоги изучали, как двигаются животные, как они дышат, расслабляются – недаром многие из поз йоги воспроизводят повадки животных или изображают его дух. Асаны также могут быть изображением окружающего мира, например гор или деревьев.
Даже самая большая человеческая мудрость начинается с детской игры. Какому ребенку не захочется научиться потягиваться, как кошка, или тянуться к солнцу, как цветок? Выполняя асаны, дети расширяют свой кругозор, тренируют внимание и память. Ведь даже просто запомнить такое количество названий асан (не говоря уже о том, чтобы их выполнить) сможет далеко не каждый взрослый: «Бабочка», «Улитка», «Змея на дереве», «Саранча», «Черепаха», «Лягушка», «Голубь». А еще есть «Дерево», «Гора», «Воин», «Лодка», «Якорь», «Свеча», «Стол», «Стул», «Алмаз» и даже «Чайник», и это еще далеко не все асаны, которые мы выполняем на наших уроках.
Уверена, что вам стало интересно, как все это выглядит, и, может быть, даже захотелось попробовать самим изобразить «Стул» или «Крокодила». А представляете, если все это еще связать в одну поучительную историю о людях, животных, путешествиях? Интересно? Увлекательно? Конечно! Мы не пытаемся заниматься гимнастикой, мы играем в нее, недаром, на наших «йожистых» уроках не всегда хватает свободного места, чтобы положить коврик.
ВЗРОСЛЫЕ ВОПРОСЫ О ДЕТСКОЙ ЙОГЕ
Хотелось бы успокоить наших дорогих бабушек и дедушек, которые частенько задают нам вопрос: «Можно ли заниматься йогой людям разных исповеданий?» Отвечаем: можно. Ведь йога не религия, а образ жизни. Главный принцип йоги – «Не причиняй другим того, чего не желаешь себе», а разве это не основной принцип многих религий: не причиняй другим вреда – физического, вербального и ментального?
Но даже самые прекрасные моральные принципы останутся пустыми словами, если ребенка не научить следовать им в жизни. Практика йоги учит детей уважению к себе, к другим детям, ко взрослым, пониманию, как их действия и поступки влияют на окружающих их людей, и способности оценить в полной мере чудо естественности бытия.
Еще один вопрос, который нам задают практически все, кто впервые услышал о нашем уроке: «Чем же детская йога отличается от взрослой?» Тем, что она более динамичная: дети исключительно подвижны, и удерживать позы длительное время, как это делают взрослые, у них нет ни сил, ни терпения. Хотя постепенно в процессе занятий йогой даже у самых гиперподвижных детей развивается умение концентрировать внимание и усидчивость.
ПОЛЬЗА ДЛЯ ДУШИ И ТЕЛА
Адаптированный для детей курс хатха-йоги способствует укреплению мышц, совершенствованию пластики, гибкости и координации движений, помогает сохранить ребенку хорошую осанку и научит его избегать травм. Практика йоги поможет ему лучше узнать свое тело, быть уверенным в себе и своих силах, а значит, повысить самооценку.
Йога – это расслабление и отдых после умственных и эмоциональных нагрузок в школе, она способствует развитию спокойствия, концентрации и эмоционального равновесия у детей и подростков. Особенно йога рекомендована детям, достигшим непростого подросткового возраста с его огромными физическими и эмоциональными нагрузками. Йога поможет им в этот непростой период справиться со стрессами повседневной жизни.
Йога – прекрасный вид двигательной активности, который удовлетворит потребность ваших детей в движении. Это особенно важно в наши дни, когда дети слишком много времени проводят в сидячем положении, просматривая телепередачи, слушая музыку или играя на компьютере. Исследования показывают, что многие тяжелые заболевания – последствия сидячего образа жизни.
ПОГОВОРИМ…
На занятиях мы затрагиваем темы из валеологии – науке о здоровье, о законах формирования собственного здоровья. Слово «валео» в переводе с латыни означает «будьте здоровы». Как-то мы спросили у детей: «Что же такое здоровье?» «Когда ничего не болит», «Когда на душе спокойно», «Когда дружишь», «Когда любят и ты любишь» – ответили они. Удивительно, насколько точно дети уловили самую суть понятия о здоровье, ведь здоровье в настоящем смысле этого слова прежде всего согласие нашего тела, души и духа. Недаром еще древние говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», «Тело – храм души». И храм этот надо держать в чистоте, так же как и свои мысли, желания, слова, поступки.
Человек живет не сам по себе, а в обществе, и именно от нашего поведения, от нашего отношения к себе, к окружающим нас людям, зависит, каким будет это общество. Если каждый из нас постарается изменить себя, то и общество станет чище и здоровее.
Может быть, вы скажете, что это слишком сложные понятия и проблемы для маленького ребенка? Но если человек не задумываться над этими проблемами еще в детстве, то, став взрослым, он никогда не сможет их решить. Дети прекрасно все понимают, активно принимают участие в обсуждении всех наших тем и имеют обо всем свое, иногда очень интересное и «незамыленное», мнение.
О БЕЗОПАСНОСТИ
Всегда приступайте к совместной практике с детьми в теплом и открытом помещении, где находится минимум мебели и отсутствуют острые или бьющиеся предметы.
Убедитесь, что ребенок, выполняя асаны, не пытается задерживать дыхание, а дышит спокойно и ровно.
Если выполнение какой-либо позы причинят ребенку боль или неудобство, не позволяйте ему перенапрягаться – путь он поработает над ней потом.
Напоминайте ребенку о том, что во время выполнения позы нужно потягивать спину.
Приступайте к практике совместной йоги не раньше чем через два часа после еды. Для занятий используйте специальные коврики.
ОБ ОДЕЖДЕ
Одежда должна быть свободной и удобной, из тканей типа стретч. Однако избегайте слишком мешковатой одежды, в складках которой можно запутаться во время практики.
Занимайтесь босиком.
Снимите часы, украшения, очки. Если ребенок без очков чувствует себя дискомфортно, позвольте ему их оставить, но проследите, чтобы он обязательно снимал их во время поз с переворотами.
|