Итоги первого года введения устной части в ЕГЭ по английскому языку: успехи, проблемы, эффективные методы подготовки
Ум заключается не только в знании,
но и в умении прилагать знание на деле… Аристотель
Английский язык, являясь практической дисциплиной, ориентирован на овладение различными способами его использования в различных сферах коммуникации и видах деятельности. Согласно школьным стандартам выпускники общеобразовательных организаций должны достичь порогового уровня В1 иноязычной коммуникативной компетенции (терминология Совета Европы) при обучении на базовом уровне и превысить его при обучении на профильном уровне, достигнув уровня B2.
C прошлого учебного года в ЕГЭ по иностранным языкам появился раздел «Говорение». Данный раздел выделили в отдельный экзамен: 17 и 18 июня 2015 года вся страна говорила на четырёх иностранных языках. Весь прошедший учебный год мы вели подготовку: объясняли на примере демоверсии тонкости, спорили о критериях оценивания, пытались разобраться с технической стороной экзамена. Федеральный Центр тестирования опубликовал долгожданный тренажёр для участников ЕГЭ на сайте официального информационного портала ЕГЭ. Работы хватило всем: и учителям, и детям, и родителям, и чиновникам!
И вот экзамены завершились, и завершились успешно, ребята показали свои сильные стороны. Федеральные и региональные статистические данные подтвердили, что ребята достойно выдержали испытание устной частью на ЕГЭ в 2015 году.
Напомним, что устная часть экзамена 2015 года включала в себя 4 задания со свободно конструируемым ответом:
1) задание 1 базового уровня сложности
чтение фрагмента информационного или научно-популярного, стилистически нейтрального текста;
2) задание 2 базового уровня сложности
условный диалог-расспрос с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку);
3) задание 3 базового уровня сложности
создание монологического тематического высказывания с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку);
4) задание 4 высокого уровня сложности
создание монологического тематического высказывания с элементами сопоставления и сравнения с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (сравнение двух фотографий).
Однако учителям и выпускникам еще многое предстоит сделать, чтобы развивать умения говорения. Попробуем разобрать типичные ошибки, встречающиеся в каждом из четырех заданий, дать советы эффективной подготовки к сдаче ЕГЭ в 2016 году.
Задание 1 (оценивается в 1 балл) достаточно часто представляло сложность для выпускников: ребята испытывали сложность как в чтении отдельных слов, так и в целом в умении прочитать смысловые части предложенных текстов.
Важно обратить внимание на следующие моменты при обучении чтению вслух:
необходимо правильно произносить звуки в словах, не допуская искажения смысла слова:
[θ] — [s] think — sink [w] — [v] wet — vet
[ɔ:] — [ɜ:] walk — work [iː] — [ɪ] heat — hit
правильно произносить все звуки, особенно [ð], [θ], [w], [ŋ], [ɜː];
владеть правилами чтения и знать исключения из правил;
не оглушать конечные звонкие согласные: place — plays;
правильно ставить ударение в многосложных словах: alive, energy;
произносить связующее [r];
соблюдать фразовое ударение: выделять голосом ударные слова (существительные, прилагательные, наречия, числительные, смысловые глаголы, вопросительные и указательные местоимения), не выделять голосом неударные слова (вспомогательные глаголы, модальные глаголы, глагол to be, предлоги, частицы, союзы, артикли, личные и притяжательные местоимения), помнить, что в неударных словах гласные звуки редуцируются;
правильно расставить паузы, т. е. разделить текст на смысловые группы (отрезки) и прочитать их с правильной интонацией;
владеть логическим ударением, т. е. выделять голосом одно из слов предложения (даже неударное слово) для усиления его смысловой нагрузки;
правильно оформлять каждое предложение интонационно в соответствии с его коммуникативным типом;
соблюдать средний темп чтения: экзаменуемому дается 1,5 минуты, чтобы прочитать текст из 140–180 слов.
Решение обозначенных выше проблем возможно, если учитель системно уделяет внимание вопросам обучения чтению вслух на своих уроках и факультативах, начиная с начальной школы.
Можно посоветовать коллегам следующее:
выделить время для работы над фонетикой;
в качестве домашнего задания предлагать ребятам подготовить из открытого Банка заданий чтение 1–2 абзацев вслух;
чаще читать учебные тексты вслух и анализировать ошибки, сочетая фронтальный и/или индивидуальный разбор ответа ученика;
внедрить в практику обучения задания на неподготовленное чтение (записывая ответ ребят на диктофон);
системно осуществлять контроль фонетического чтения формата ЕГЭ в форме зачёта (объем 150–160 слов).
Прекрасным подспорьем в работе для учителя могут стать УМК Издательства «Просвещение» «Английский в фокусе» и «Звездный английский». Все тексты для чтения, предлагаемые в учебниках, имеют звуковое сопровождение, которое бесплатно выложено на сайте издательства. В ходе работы над данными текстами учитель может порекомендовать ребятам прослушать и отработать технику чтения того или иного учебного текста.
Задание 2 (оценивается в 5 баллов) вызывало трудность у ребят, которые не смогли грамотно, в первую очередь с грамматической точки зрения, задать пять прямых вопросов. В данном задании, как и в последующих, важно понять «правила игры», расставить предварительно акценты, чтобы избежать различных ошибок.
Можно порекомендовать учащимся следующую схему выполнения данного задания:
во время подготовки задания:
прочитайте инструкцию к заданию;
убедитесь, что вы понимаете, о чем именно необходимо спросить в каждом вопросе;
решите, какой тип вопроса (общий или специальный) необходимо задать в каждом случае;
сформулируйте вопросы, соблюдая порядок слов, характерный для каждого типа вопроса;
помните, что время подготовки задания ограничено 1,5 минутами.
во время выполнения задания:
формулируйте вопросы, обращая внимание на порядок слов в вопросительном предложении;
произносите вопросительные предложения с правильной интонацией;
используйте разнообразную лексику, соответствующую предлагаемой ситуации;
помните, у вас есть 20 секунд, чтобы задать каждый вопрос.
При обучении можно рекомендовать задание, которое поможет избежать однотипные вопросы и ликвидировать типичные ошибки:
Соотнесите части А и В (в некоторых случаях возможны несколько ответов).
A
B
Distance
How long….?
Duration
How much does it cost?
Price
What is the price?
How far is the ……?
Задание 3 (оценивается в 7 баллов) вызвало интерес у ребят. Многие выпускники показали хорошие знания и умения при описании фотографий.
Хочется предложить учителям и ребятам следующую схему-памятку успешного выполнения задания 3:
Внимательно прочитайте инструкцию и задание. Выберите одну фотографию. У вас есть 1,5 минуты, чтобы подумать и начать ответ. Говорите в течение всего времени, которое вам отводится. На выполнение задания вам даётся 2 минуты. Логично выстраивайте свой ответ, используя фразы, соответствующие теме. Используйте вступительные и заключительные фразы. Правильно используйте средства логической связи.
Не следует:
Отвлекаться и волноваться, если не знаете каких-то слов, описывать все объекты на фотографии, использовать фразы, которые не соответствуют теме.
План ответа при описании фотографии теперь выглядит следующим образом:
In your talk remember to speak about:
where and when the photo was taken;
what/who is in the photo;
what is happening;
why you keep the photo in your album;
why you decided to show the picture to your friend.
Какие фразы можно предложить учащимся при описании фотографий новой опции задания?
I keep this photo in my album because
I think it is the best picture I’ve ever taken in my life.
this place is breathtaking, every time I look at it, I think of the most beautiful moment(s) in my life.
Задание 4 (оценивается в 7 баллов) — задание высокого уровня сложности: выпускнику необходимо было создать монологическое тематическое высказывание с элементами сопоставления и сравнения с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (сравнение двух фотографий).
Типичные ошибки, допущенные выпускниками при выполнении задания 4:
не сравнивают, а просто описывают сюжет двух картинок;
вместо краткого описания фотографий дают подробное описание;
не выделяют общие и отличительные характеристики фотографий;
дают по одной фразе на каждый пункт плана;
не выражают свое отношение к картинкам;
не формулируют вступительную и заключительную фразы;
допускают фонетические и лексико-грамматические ошибки в ответе.
Важно понимать, что это единственное задание высокого уровня сложности в устной части экзамена. Поэтому требования к высказыванию значительно возрастают: предложения должны быть разнообразными по структуре, экзаменуемый должен продемонстрировать хороший темп речи, умение продуцировать грамотное и связное монологическое высказывание.
Следует придумать типичные фразы и предложения для вступления и заключения, а также продумать логические переходы при описании фотографий (слова-связки, союзы, устойчивые выражения); очень полезна будет запись рассказа учащегося на диктофон.
В помощь учителям и ребятам мы совместно с издательством «Просвещение» подготовили специальное пособие «Английский язык. Единый государственный экзамен. Устная часть». Цель данного пособия — помочь учащимся ознакомиться с содержательной и организационно-технологической сторонами раздела «Говорение» и выработать стратегии для успешной сдачи устной части Единого государственного экзамена.
Пособие содержит 5 вариантов для подготовки к устной части экзамена, первый из которых подробно разбирается и комментируется автором. В основной части пособия учащиеся смогут получить советы по подготовке к каждому из четырёх заданий экзамена, найти и выучить стандартные фразы устного высказывания, а также разобраться с критериями оценки ответов. Во второй части книги представлен полезный справочный материал.
Для пособия разработано электронное приложение-тренажёр, которое можно найти в электронном каталоге на интернет-сайте www.catalog.prosv.ru, бесплатно скачать и установить при помощи индивидуального серийного ключа, который указан на карточке внутри данного пособия.
В заключении хочется отметить, что модель устной части ЕГЭ по английскому языку и предлагаемые форматы заданий позволяют контролировать достижение обучающимися запланированных уровней коммуникативной компетенции и решить те проблемы, которые в своё время обусловили исключение устной части из ЕГЭ. Эта модель позволяет оценить иноязычную коммуникативную компетенцию выпускников достаточно полно и объективно. Более того, она открывает новые возможности развития способов и средств оценивания и способна оказать положительное влияние на содержание процесса обучения.
Опубликовано: 2016-01-21 13:59:40
|