Как пережить неудачи и плохие отметки детям, а также их родителям
Многие родители обращаются к психологу с вопросом «Почему моему ребёнку так сложно проигрывать? Что это - характер, воспитание или требования общества быть успешным?» За консультацией мы обратились к Наталье Феликсовне Кацевич, ведущему педагогу-психологу «Школы Сотрудничества».
Никто не любит проигрывать, ни дети, ни взрослые. Причем для одних неудачи - это обида на несправедливость, для вторых - тревога, что он хуже кого-то, для третьих - азарт. А вот выигрыш на какое-то время даёт ощущение могущества, повышает самооценку человека. Но надо ли, чтобы ваш наследник всегда приносил пятерки на экзаменах и никогда не проигрывал ни в спорте, ни в спорах. Психологии считают, что ребёнок должен уметь и проигрывать и выигрывать, ведь в жизни не бывает только одной стороны медали.
Олежка так бурно реагирует на любой проигрыш, рассказывает мама 6-тилетнего мальчика. Если проиграет папе в шахматы, то всё бросает, плачет, топает ногами и долгое время не подходит к отцу. Мы всей семьёй прощения у него просим, ведь у Олежки стресс!» Стресс Олежека - от неумения проигрывать. А вот как научить ребёнка адекватно реагировать на ситуацию проигрыша, в семье не знают.
По рекомендации нашей психологической службы Олега сводили на шахматный турнир, где он своими глазами увидел, что мастера спорта могут проиграть, и как они поздравляют соперника с победой. Потом мама записала Олежку в спортивную школу, где он стал заниматься плаваньем, дзюдо и шахматами. Была договорённость с тренером, что никто ему не поддается. В новой для себя обстановке, среди разных людей Олежка постепенно стал спокойнее относиться к поражениям. И через 3 месяца, проиграв деду в шашки, он сказал: «Ничего, в следующий раз попробую выиграть!».
Так что можно и нужно делать родителям?!
1. Подождите переживать, с возрастом люди начинают спокойнее относиться к проигрышам, ваша задача – помочь ребенку научиться контролировать свои эмоции. Расскажите истории из своего детства, как вы реагировали на неудачи, и что вам помогло справиться с переживаниями.
2.Не делайте акцент на проигрыше. Ребенок любого возраста должен знать и верить, что родители любят его вне зависимости от того, что кто-то лучше выступал на утреннике или какую оценку он получил на экзамене.
3.Предложите малышу 3-8 лет ребёнку провести соревнование с самим собой. Хороши в таком случаи настольные игры, например, лото, поле чудес, кроссворды, ребусы, уникубы, так как ребёнок играет «против игры».
Светланка любит соревноваться со своими игрушками, вот она победила медвежонка, вот обогнала слоника, уже впереди котёнка, а львёнка так жалко, что Светочка дала ему возможность выиграть. Придя в школу, Светочка спокойно реагировала на проигрыши, так как в дошкольном возрасте отыграла многие конфликтные ситуации на игрушках.
4.Не всегда переживания связаны с самим поражением. Иногда родители переживают намного больше, и приписывают свои эмоции ребенку или подростку. А на самом деле причина плохого настроения может крыться в чем-то другом: плохое самочувствие, обида на одноклассников, девушка- подросток влюбилась или мальчик подрался.
5. Постарайтесь утешать ребёнка, а тем более подростка максимально ДЕЛИКАТНО. Некоторые слова утешения ранят сильнее причины: «так вот вы на самом деле как обо мне думаете! что я вообще неудачник! » может решить подросток. Тем более аккуратно надо задавать вопросы о причинах обиды, ведь детсадовцы могут просто не понимать, что их расстроило, а подростки воспринимать как вторжение на их территорию. Лучше посочувствовать и дать время успокоиться.
6. В последнее время родители двух братьев: Илюши и Матвея стали замечать, что в любой игре каждый из них стремится быть первым, доходит до драк. Родители решили наказать детей, и убрали все игры, но те нашли способ: теперь по вечерам кидаются подушками, кто кого больнее ударит, тот и выиграл.
Психологи не рекомендуют идти на поводу у детей. Спокойно, доброжелательно объясните, что игры должны приносить радость, а не оскорбления и боль. Когда ребёнок скандалит из-за соперничества, объясните, что своим агрессивным поведением он отталкивает от себя друзей.
7. Родители Людочки хвалят её за любые успехи, дарят подарки за достижения. Люда учится уже в средней школе, и если случаются неудачи (не та оценка, подружки ушли без нее в кино), то сразу начинает плакать, подолгу хандрит. Как же так, ведь родители считают её уникальной, почему учителя и друзья ведут себя иначе!
Поражения и неудачи бывают у всех, главное - объяснить ребёнку, что ничего страшного не происходит. Не получилось сегодня, получится завтра. Сегодня победил Вася, завтра Петя, а послезавтра - ваш ребёнок. Начните со сравнения новых результатов с результатами не кого-то, а его собственными, тогда ребенок научится видеть свои пусть маленькие, но успехи, свой собственный рост. Таким образом, мы придаем ему уверенность в своих силах.
8. Психологи рекомендуют родителям не обманывать и не преувеличивать положительные результаты своих детей. Естественно, проигрывать никто не любит, но важно научиться достойно принять проигрыш.
Павлик лидер от природы. Ещё в детском саду он устанавливал свои правила, придумывал игры для всей группы. В начальной школе Павлуша хорошо учился, принимал участие во всех конкурсах и олимпиадах, девчонки его обожали. Павлик не любит проигрывать, и если вдруг такое случается, он начинает «срываться»: дома скандалит с бабушкой, огрызается на младшую сестрёнку, не разговаривает с родителями, если они его критикуют. Мама Павлика очень переживает, когда видит, как её сын страдает из-за проигрышей и неудач в школе. По совету психологов Павел нашёл себя в занятиях в художественной студии, начал писать стихи, играть на гитаре. Педагоги творческих специальностей (где нет прямой конкуренции) стали для мальчика «центром» новой жизни. Они могли давать конструктивные советы, показывали на ошибки. Ребёнок воспринимал критику новых для него людей не так болезненно, как родительские поучения. Постепенно все стало налаживаться и дома и в классе.
9. Ребёнку можно и нужно проявлять свои чувства: плакать, сердиться, выражать эмоции. Неправильно ругать за это: «плакса, мне стыдно за тебя!», «проигравшие не плачут!». Ваша задача – вселить надежду. Приведите пример известных спортсменов, артистов, политиков, полководцев, которые смогли сделать выводы из своих поражений, что и привело их к новым победам. Родители должны подсказывать своим детям, как реагировать на неудачи. Достойно проигрывать – это сложный навык, но не появится за год или за два.
10. Иногда проигрыш означает: то, чем ребенок занимается, ему не по силам, например, сложные спортивные тренировки, или кружок по математике очень нравится папе, но для девочки-красавицы он скучен. Обязательно надо успокоить потерпевшего поражение, проанализировать и сделать выводы. Может быть, сменить в следующем году кружок, может быть, нанять репетитора. Или пересмотреть свои требования к наследникам.
11. В некоторых семьях вводят бонусы для детей за проигрыши и за выигрыши. Это не обязательно подарок, а вот ласковые слова мамы, чтение интересной сказки перед сном, просмотр мультфильма, игра в футбол в воскресный день с папой, лыжная прогулка со всей семьёй оказывается для современных детей лучшим занятием. Перед тем как играть с ребёнком в настольные игры, договоритесь: если после проигрыша он не будет плакать, то вы потом вместе посмотрите кино или приготовите что-то вкусненькое. «Вместе» по нынешним временам – одно из лучших слов для детей, чуть ли не главный приз. В сравнении с ним, что такое проигрыш в шашки – ведь потом мама или папа еще долго будет рядом.
И это подводит нас к главному – ребенок должен чувствовать и знать, что родные любят и ценят его независимо ни от чего, ни от оценок, ни от спортивных достижений. Дерзать и замахиваться на большое легче, когда родители составляют надежный тыл.
|