Вот уже в школу пора
О проблемах дошкольного образования в нашей стране активно говорят в последнее десятилетие, однако эффективных способов их решения на государственном уровне пока не предлагается. Взять заботу о подготовке своего ребенка к школе приходится родителям. Впрочем, вместе с заботой появляется и ответственность за результат подготовки к школе, тем более что нынче, как в известной песне, «первый класс вроде института».
Итак, сегодня первоклассник должен первого сентября принести в школу не только букет цветов для первой учительницы, но и изрядный багаж знаний. Первоклашке, идущему в обычную общеобразовательную школу, полагается уметь читать по слогам, писать печатными буквами и считать до двадцати. Надо ли говорить, что для лицеев и гимназий эти требования повышаются в разы. От родителей сегодня требуется не только купить будущему школяру прописи и учебники, но и позаботиться о выполнении ребенком всех вышеперечисленных требований. К сожалению, уповать на воспитателей детских садов уже не приходится.
Дошкольная подготовка в детских садах оставляет желать лучшего. Воспитатели целенаправленно не готовят детей к школе, как это было в советское время. После распада Советского Союза типовая программа развития детей в детских садах была отменена как «подавляющая инициативу ребенка и не обеспечивающая индивидуальный подход к личности». Действительно, старая программа дошкольной подготовки детсадовцев была достаточно типизированная, однако к окончанию детского сада ребенок знал и умел
все, что было нужно для поступления в первый класс.
Сегодня детским садам предложили самостоятельно выбирать программу обучения, при этом запретив обучать детей письму, дабы не формировать у них навыков, не соответствующих школьной программе. Некоторые детские сады с энтузиазмом взялись воплощать в жизнь экспериментальные программы «социализации» ребенка, другие полностью абстрагировались от образовательного процесса, ограничив его уроками музыки, рисования и лепки. В итоге дети к моменту поступления в первый класс бойко рассказывают об окружающем мире и законах экономики, но при этом не знают букв. В первом классе же никто не будет проходить с ними букварь, а значит, родителям придется в срочном порядке ликвидировать пробелы в знаниях и хвататься за дидактические материалы.
Ответственность за подготовку к школе ребенка как в интеллектуальном, так и в моральном плане, полностью ложится на плечи родителей. Если научить малыша читать и писать прописными буквами еще как-то сможет бабушка или мама в выходные дни, то понять психологию ребенка и суметь подготовить его к школе психологически, гораздо сложнее. Резкая смена обстановки, переход от беззаботных игр в детском саду и тем более домашнего воспитания к интенсивной учебе, строгому контролю со стороны учителей и разномастному детскому коллективу может вызвать у неподготовленного малыша серьезный стресс.
Выходом из сложившейся ситуации зачастую становятся школы раннего развития, которые помогают ребенку влиться в образовательный процесс, в игровой форме освоить азы грамоты и счета, привыкнуть к занятиям по расписанию. Однако школы раннего развития доступны не всем, занятия в них проводятся на платной основе.
Вне зависимости от того, посещает ребенок школу раннего развития или готовится к перовому классу дома с бабушкой, родители должны психологически подготовить малыша к школе. Желательно провести с ребенком экскурсию по будущей школе, показать, как проходят занятия, где дети обедают, как играют на переменах. Ребенку нужно рассказать, что школа – это не только уроки, это еще и веселые игры и новые друзья. Психологи рекомендуют показать малышу свой школьный альбом, рассказать увлекательные истории из своего школьного детства.
Несмотря на то, что подготовка к школе потребует от родителей массу времени, сил и нервов, желательно, чтобы ребенок всей этой суеты не замечал. Для него поход в школу должен стать естественным процессом, а не событием мирового масштаба, как это зачастую преподносят родители. Не стоит угрожать малышу школой или заранее пугать его наказанием за плохую учебу. Родителям также нужно помнить, что итоги обучения в первом классе – это чаще всего не показатель успеваемости малыша, а результат работы родителей над подготовкой ребенка к школе.
Лилия Маркина
|