Индивидуальные стратегии освоения языка детьми
Все о высшем образовании >>>>
Каждый ребенок идет к постижению родного языка своим путем. Различия эти определяются целым рядом объективно существующих факторов. Перечислим те из них, которые являются основными.
Разумеется, многое определяется факторами биологическими. Недаром логопеды так подробно расспрашивают мать, обратившуюся к ним за советом, по поводу обстоятельств, связанных с появлением ребенка на свет, перенесенных им (и матерью) заболеваний и т.п. Многое в речевых способностях определяется разным у разных детей временем созревания отдельных отделов мозга, ответственных за те или иные функции, связанные с усвоением и порождением речи.
Существует большое число аномалий речевого развития, обусловленных чисто биологическими факторами, изучением которых занимаются нейрофизиологи и нейропсихологии. Известно, что огромную роль в усвоении речи играет различие функций полушарий головного мозга ребенка, а именно: предпочтение правой или левой руки, правого или левого глаза, уха. Существенно различаются в этом отношении мальчики и девочки, что связано в первую очередь с различиями в строении мозга и функциях различных их отделов. Установлено, например, что у мальчиков лучше выражена межполушарная асимметрия мозга и она носит более динамичный характер. В силу того их тактика постижения речи является принципиально отличной от тактики, которую используют девочки. В последнее время, появляются исследования, посвященные механизмам усвоения языка детьми-левшами. Оказывается, что левши придерживаются преимущественно целостного, образного способа овладения языком, то есть усваивают комбинации словесных знаков, не раскладывая их предварительно на составляющие.
Эти особенности отмечаются при постижении звуковой стороны языка (дети с более развитой левой рукой относятся к категории «слоговых», стремятся прежде всего сохранить количество слогов в слове, даже если произносят их очень неточно), а также синтаксиса - правил построения предложений (они усваивают синтаксические структуры как некие монолиты, не выделяя в них составляющих). В целом изучение различий между детьми, связанное с особенностями строения и функционирования их мозговых структур, привлекает сейчас внимание многих исследователей, однако нерешенных проблем и загадок в этой области больше, чем уже установленных закономерностей.
Не подлежит сомнению и роль речевой среды, определяющей объем и характер речи взрослых, обращенной к ребенку.
Есть семьи, где общение взрослых с детьми в силу разных причин (занятости родителей и т.п.) крайне ограничено. Ребенок в такой семье оказывается в ситуации психической депривации. Всем понятно, что никто не может заменить ребенку мать, даже самые лучшие и опытные гувернеры. Особенно это важно в первые три года жизни. Отсутствие нормальной речевой среды, естественного диалога в эмоционально благоприятной обстановке не может быть возмещено в дальнейшем ничем.
Многое в речевом развитии ребенка определяется речевым поведением матерей. Однако тактика матерей бывает различной. Одни матери стремятся максимально приспособить свое речевое поведение к возможностям своего ребенка, вторые в силу разных причин (некоторые из-за недостатка природной интуиции, некоторые вследствие ложно понимаемого ими «принципа») этим не занимаются. Например, мать, которая со своим полуторагодовалым малышом говорит так: «Не лучше ли будет нам с тобой, Сереженька, сейчас отправиться на прогулку?», «Ты не считаешь, Сережа, что тебе пора спать?» Нечего и говорить, что слова типа «би-би» и «ав-ав» были абсолютно исключены. Неудивительно, что ребенок заговорит гораздо позднее других детей.
|