Первые слова
Понимать язык ребенок начинает несколько раньше, чем произносить первые слова. Первые признаки понимания ребенком речи окружающих обнаруживаются около 8-9 месяцев: ребенок начинает реагировать на смысл слов в речи взрослых, а не просто на интонацию. В 9-10 месяцев многие дети произносят первые слова: «мама», «папа», «ав», «ам-ам» и т.п.
Затем разрыв между пассивным и активным словарем ребенка - между тем, что ребенок понимает, и тем, что он может произнести, - значительно увеличивается. К году ребенок может произносить 2-4 слова, а понимать уже 40-50. Надо иметь в виду, что «говорение» к году не обязательно, необходимо другое: ребенок должен начать понимать речь взрослых, обращенную к нему.
Если развитие восприятия речи происходит более быстро и плавно, то развитие «говорения» - гораздо более медленно и скачкообразно. Сначала ребенок прибавляет к своему словарному запасу по 1-6 слов в месяц. Это может длиться от полугода до года. Затем обычно возникает «лексический скачок», когда ребенок начинает усваивать 8-12 слов в неделю, а спустя еще 2-3 месяца - «лексический взрыв», когда усваивается 8-12 слов в день. Наконец становится практически невозможным разграничить активный и пассивный словарный запас ребенка.
Проверить, понимает ли ребенок слова, не так-то просто. Некоторые дети очень рано, в 9-10 месяцев, выполняют просьбы взрослого «Дай мишку» и т.п., а некоторые дети не делают, зато адекватно реагируют на вопрос «Где мишка?»: поворачивают голову к игрушке, хватают ее, следят взглядом за названным предметом. Понимание языка свидетельствует о нормальном речевом развитии ребенка, даже если ребенок долго не переходит к «говорению». Работа логопеда с «неговорящими» детьми начинается с проверки того, что именно ребенок понимает, так как пассивный словарный запас - основа активной речи.
Состав начального детского словаря неоднороден. В него входят, во-первых, нормативные слова, звуковая форма которых, как правило, упрощается, адаптируется ребенком. В основном это простые слова, обозначающие предметы, с которыми ребенок так или иначе взаимодействует: вода, каша, кукла, молоко, мяч, носки, тапки, чай, яблоко и т.п. Языковое и интеллектуальное развитие ребенка взаимосвязано, и раньше других дети начинают называть предметы, с которыми они производят какие-нибудь действия, - об этом пишут и отечественные и зарубежные психологи.
Во-вторых, это звукоподражательные и лепетноподобные слова «язык нянь» - «ав», «баба», «бай-бай», «бо-бо», «деда», «му», «мяу», «ням-ням» и т.п. Они содержат звуки, легкие для произношения, представляют собой по большей части соединение двух одинаковых слогов. Своеобразна и их ритмическая структура: слоги, как правило, произносятся с одинаковым ударением, нет преобладания одного из них как ударного. И это отвечает способностям маленького ребенка к выговариванию звуков - в начальных детских словах незаметно «подчеркивание» одного из слогов.
Опытные педагоги советуют: какой-нибудь заинтересовавший ребенка предмет, называть и полным, и упрощенным названием (ворона-кар). При этом в пассивный словарь попадают оба слова, а в активный - поначалу лишь одно, более фонетически легкое. Когда спустя некоторое время ребенок оказывается способным признести другой, более сложный вариант, он сразу это делает, и слово « перекочевывает» из пассива в актив. Некоторое время, в течение месяца-двух, оба варианта могут использоваться ребенком параллельно, то есть он будет говорить то «гусь», то «га», то «кукла», то «ляля». Именно в этот период родителям и нужно отказаться от употребления в своей речи слов «языка нянь», полностью перейти на «взрослые» варианты слов. Когда это должно происходить? Время вытеснения слов «языка нянь» нормативными словами варьируется от 1 года 8 месяцев до двух с половиной лет.
Ранние детские слова не только звучат необычно, но и означают не то или не совсем то, что означают в речи взрослых. Поначалу слово для ребенка является, по сути дела, именем собственным: чашкой он может назвать только свою чашечку, из которой сам пьет, мишкой - только одного, с которым спит, и т.п.
В речи детей от года до двух лет, уже научившихся обобщать, происходит, кроме нормального, и ложное обобщение - расширение сферы использования слова, образование собственных переносных значений. Так, словом «ава» дети могут назвать не только собаку, но и многих других четвероногих животных; словом «сяй» (шар) - не только различные шары и шарики, но и мяч, родинку и вообще все округлое, а словом «тяй» - не только чай, но и компот, воду, а также чашку, чайник и самовар. В словаре полуторагодовалого ребенка расширенный смысл может иметь половина всех используемых слов!
Все о высшем образовании >>>>
|